"Ростехнологии" и Renault-Nissan поменялись местами в "АвтоВАЗе"

Д.Абрамов/ Ведомости

Альянс Renault-Nissan и госкорпорация «Ростехнологии» создали совместное предприятие Alliance Rostec Auto BV, которое будет владеть всеми акциями компаний в уставном капитале ОАО "АвтоВАЗ" и станет контролирующим акционером крупнейшей автомобильной компании России и владельца бренда Lada, говорится в совместном сообщении компаний. СП создается для ускорения выхода новой продукции и передачи технологий «АвтоВАЗу», отмечается в сообщении. О заключении сделки объявил в Москве президент альянса Renault-Nissan Карлос Гон вместе с генеральным директором «Ростехнологий» Сергеем Чемезовым и президентом «АвтоВАЗа» Игорем Комаровым. «Совместное предприятие ускорит наше развитие в России и будет способствовать конкурентоспособности «АвтоВАЗа», лидера российской автопромышленности», - заявил Гон.

По условиям сделки альянс Renault-Nissan инвестирует 23 млрд руб. ($742 млн) и получит 67,13% капитала совместного предприятия к середине 2014 г. После этого СП будет владеть 74,5% «АвтоВАЗа», что обеспечит альянсу эффективный контроль над 50,01% акций российского автопроизводителя.

Протокол о намерениях в создании СП для передачи контроля над «АвтоВАЗом» был подписан Renault-Nissan, "АвтоВАЗом", "Ростехнологиями" и инвесткомпанией "Тройка диалог" в мае 2012 г. К подписанию обязывающего соглашения изменился размер инвестиций иностранных партнеров - Renault вложит в СП около 11,3 млрд руб. ($366 млн) и получит 50,1% в СП, а Nissan - 11,7 млрд руб. ($376 млн) для получения 17,03%. В мае Renault собиралась инвестировать $300 млн, а Nissan - $450 млн.

«Ростехнологии» по итогам сделки получат 32,87% СП и оставят за собой блокпакет "АвтоВАЗа". К 2014 г. СП выкупит все акции «АвтоВАЗа», принадлежащие сейчас компании «Тройка диалог Инвестментс Лимитед». В настоящее время "Ростехнологии" владеют 28,89% акций "АвтоВАЗа", Renault - 25%, "Тройка диалог" - 20,14%. По условиям предварительного соглашения "Ростехнологии" реструктурировали существующие кредиты "АвтоВАЗу" на 7 млрд руб. ($238 млн), а срок погашения оставшейся части задолженности по беспроцентному кредиту 46 млрд руб. ($1,56 млрд) значительно продлен.

В совет директоров Alliance Rostec Auto BV войдут три представителя Renault-Nissan - финансовый директор Renault Доминик Торманн, финансовый директор Nissan Джозеф Питер, старший вице-президент Renault и операционный директор региона Евразия Брюно Анселэн — и два представителя «Ростехнологий» - Сергей Чемезов и заместитель гендиректора Игорь Завьялов. Возглавит совет директоров Карлос Гон.

Совет директоров «АвтоВАЗа» будет расширен с 12 до 15 членов. От альянса в него войдут 8 представителей. Кандидатуры одобрит внеочередное собрание акционеров автопроизводителя, назначенное на 12 февраля 2013 г. Чемезов останется председателем совета директоров компании, чередуясь на этом посту с Гоном в качестве заместителя председателя совета начиная с июня 2013 г.

«К 2020 г. «АвтоВАЗ» совместно с партнерами планирует выйти на ежегодный уровень производства более 1 млн автомобилей», - приводятся в сообщении слова Чемезова. В 2013 г. завод будет выпускать на новой производственной линии для автомобилей на платформе B0 мощностью 350 000 автомобилей в год пять моделей трех брендов – Lada, Renault и Nissan. Сейчас там собираются Lada Largus и Nissan Almera. Модель Renault не уточняется. Инвестиции в проект составят 400 млн евро.

С 2014 г. предприятие будет выпускать автомобили бюджетной марки Datsun, сказал представитель альянса Renault-Nissan. Выпуск Datsun прописан в соглашении, добавил он.

Прямые инвестиции Renault-Nissan — приобретение акций с целью участия в управлении предприятием - составят как минимум $2 млрд, сказал Карлос Гон в интервью телеканалу Russia Today. Примерно через три года в альянсе ожидают достаточно высокой доходности вложений. Планируется, что объем производства «АвтоВАЗа» на тольяттинском заводе превысит 1 млн автомобилей в год, производительность «ИЖ-Авто» увеличится с нынешних 220 000 до 360 000 в год. Марка Lada останется приоритетной. «Тольяттинский завод и «ИЖ-Авто» в первую очередь ориентированы на выпуск Lada и по возможности — на Renault и Nissan», - уточнил Гон.

Ранее сообщалось, что Renault-Nissan и "АвтоВАЗ" также собираются создать в 2014 г. в Тольятти производство бензиновых двигателей. На проектную мощность в 450 000 штук в год производство выйдет к 2017 г. "АвтоВАЗ" рассчитывает поставлять двигатели на другие заводы альянса, а также сторонним заказчикам. Renault хочет через четыре года обеспечить 30% потребностей в двигателях за счет российского производства.

Автоконцерн Renault в начале 2008 г. приобрел блокирующий пакет акций "АвтоВАЗа". В ноябре 2009 г. акционеры компании подписали в Париже протокол о намерениях, предусматривающий, в частности, программу развития производства и инвестиций. В 2010 г. российско-французское сотрудничество распространилось также на Nissan.

К 2016 г. альянс трех производителей собирается продать 1,6 млн автомобилей на российском рынке и достичь доли рынка 40%. В 2011 г. компании реализовали вместе 878 990 автомобилей (доля рынка — 33,3%), из которых 578 387 - марки Lada. Россия является третьим по объему рынком альянса после Китая и США.