Стоимость владения автомобилем в России на 40% выше, чем в США

Высокая стоимость владения автомобилем сдерживает рост продаж машин в России, выяснили эксперты PwC. Этот показатель у нас выше, чем в США, на 40%
Д. Абрамов/ Ведомости

Фактическая стоимость владения автомобилем для человека со средним достатком в России существенно выше, чем на развитых рынках. Это тормозит развитие отечественного автомобильного рынка, считает партнер PwC Стенли Рут. Компания рассчитывала стоимость владения как разницу между расходами на приобретение и содержание машины и доходами от ее перепродажи на вторичном рынке (см.таблицу).

Для сравнения был взят Volks­wagen Golf с коробкой-автоматом, купленный в кредит и застрахованный по каско и ОСАГО. Компанию интересовали самый популярный на рынке сегмент автомобилей – класс С и самый внушительный пласт покупателей – жители мегаполисов со средним доходом, пользующиеся финансовыми услугами, объясняет старший менеджер автомобильной практики PwC Сергей Литвиненко. В США и сам автомобиль, и расходы на него будут меньше на 36%, гласит исследование PwC. В Великобритании машина стоит дороже, а стоимость ее содержания – чуть ниже. Но если сравнить эти траты с уровнем доходов населения во всех трех странах, то получится, что в России человеку со средним доходом машина обходится чуть ли не в разы дороже, чем в США, отмечает Литвиненко.

Как показало исследование, российские автомобилисты тратят больше из-за высоких налогов, дорогих кредитов и страховки, продолжает он. Да и в стоимости за три года в России автомобиль потеряет больше, чем в США и Великобритании, из-за плохих дорог и частых ДТП.

В 2012 г. ставки по автокредитам в универсальных банках в России в среднем поднялись на 0,5–1 процентный пункт до 14–15%, констатирует исполнительный директор финансового подразделения группы «Рольф» Виталий Павловский. А тарифы на страхование падают: в 2008 г. стоимость полиса каско в среднем составляла около 8% от цены автомобиля, а в 2012 г. – 6,5%. Но растет стоимость автомобиля, говорит Павловский.

В Западной Европе машины, как правило, дешевле, чем в России, добавляет директор дилерского центра Hyundai компании «Авилон» Михаил Жмаков. Но можно найти специальные акции, позволяющие взять автомобиль в кредит под 3,5% в год, а дилеры снижают стоимость нормо-часов.

Чтобы снизить стоимость владения, россияне отказываются от каско, обслуживаются у неофициальных дилеров, заправляются менее качественным топливом – все это негативно влияет на качество автопарка и безопасность дорожного движения, говорит Литвиненко. Если бы не это, российский авторынок мог бы расти гораздо быстрее, считает Рут. По его словам, в странах, где стоимость владения ниже средней, рост автомобильного рынка превышает темпы роста ВВП. Расчетный уровень насыщения российского авторынка – 450 автомобилей на 1000 жителей (сейчас 270) – будет достигнут только через 10 лет.

Расчет для кредитных автомобилей кажется верным, говорит гендиректор «Автостата» Сергей Целиков. Но в 2012 г. в кредит было продано около 40% машин. А большинство остальных машин не страхуются по каско и не обслуживаются у официальных дилеров. Так что их владельцы могут быть спокойны – они платят меньше, чем зарубежные автовладельцы, резюмирует Целиков.