Статья опубликована в № 3333 от 23.04.2013 под заголовком: Всё как в кризис

Правительство готово оказать автопрому антикризисную помощь

В условиях стагнации правительство обращается к антикризисному арсеналу. Чтобы поддержать автопром, оно может начать снова субсидировать автокредиты
Российский автопром может снова получить антикризисную помощь
М. Стулов / Ведомости
Не так давали. 49%

на столько упали продажи на российском автомобильном рынке в 2009 г.

1

млрд руб. потратил бюджет на льготные кредиты

50

млрд руб. потратил бюджет на закупки автомобилей

Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил проверить, целесообразно ли снова запустить программу субсидирования ставок по автокредитам для граждан. Это одно из поручений по итогам совещания по развитию автопрома, которое прошло на ГАЗе в начале апреля (поручения вчера опубликованы на сайте правительства).

Пока ситуация на российском авторынке нормальная, говорил на совещании замминистра промышленности и торговли Алексей Рахманов: но если падение будет «драматическим», в запасе есть «пакет испробованных мер». «Не пугайте раньше времени!» – попросил тогда Медведев.

Субсидирование ставок по кредитам – как раз одна из «испробованных мер». Программа льготного автокредитования была запущена в 2009 г. и действовала до конца 2011 г. Она распространялась на легковые автомобили и легкий коммерческий транспорт (LCV) российского производства не дороже 600 000 руб. Точный перечень утверждал Минпромторг, к концу 2011 г. в нем было около 60 моделей. Кредит мог быть выдан не более чем на три года, первоначальный взнос – не менее 15% стоимости автомобиля. Тогда покупатель получал кредит по льготной ставке: из ставки банка вычиталась скидка в размере 2/3 ставки рефинансирования.

В программе приняло участие более 100 банков, всего было выдано около 490 000 кредитов по льготным ставкам. Льготные кредиты можно было получить до конца 2011 г., сейчас программа приостановлена, продолжается лишь выплата компенсаций банкам. На эти цели в этом году в бюджете выделено 0,5 млрд руб.

Правительство рассчитывало, что в 2009 г. по программе будет продано 150 000 автомобилей, но реальные продажи оказались вдвое меньше – чуть больше 71 000 кредитов. Программа льготных автокредитов все-таки помогла поддержать рынок, уверен руководитель портала auto-dealer.ru Олег Дацкив. Продажи автомобилей восстанавливались после провала, поддержала их и программа утилизации (заработала с 2010 г.), и льготное кредитование, но вычленить эффект субсидирования ставок трудно, согласен аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов.

Сейчас субсидирование ставок будет эффективным, считает он: о чрезмерно высокой стоимости заемных средств говорят не только на авторынке. В России в кредит продается около 40% автомобилей, а за рубежом доля кредитных автомобилей доходит до 85%, отмечает Беспалов. При более благоприятных условиях в России этот показатель вполне может достичь 50–60%, считает он.

Такую же масштабную утилизацию уже не запустишь, остается поддерживать кредитование, рассуждает Дацкив. Но пока непонятно, позволит ли субсидирование ставок по кредитам сдвинуть ситуацию на рынке, полагает он: в начале года покупателей не привлекли даже традиционные скидки. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи автомобилей в марте сократились на 4% по сравнению с мартом 2012 г. За I квартал продано примерно столько, сколько и в прошлом году, а количество заказов снизилось. По итогам года АЕБ ожидает нулевого роста продаж.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать