Регионы хотят заработать на дальнобойщиках

Грузоперевозчикам, возможно, придется платить за проезд не только по федеральным, но и по региональным автомобильным дорогам

Транспортная доля. 20%

такова доля транспортных издержек в цене продукции в России (здесь и далее – оценки Минтранса)

16%

до такого уровня она должна упасть к 2010 г.

7-8%

составляет показатель в развитых странах

До конца июня Росавтодор объявит конкурс на создание и эксплуатацию системы взимания платы с грузовиков массой свыше 12 т, сообщил представитель ведомства. По его словам, презентация проекта пройдет в конце мая.

С ноября 2014 г. Росавтодор начнет собирать с тяжелых грузовиков по 3,5 руб. за каждый километр. За год сборы могут составить до 70 млрд руб., говорил в интервью «Ведомостям» руководитель Росавтодора Роман Старовойт (опубликовано в начале марта). Собранные деньги будут направлены в федеральный дорожный фонд (в этом году его объем составит 450 млрд руб.).

Оператором системы станет частная компания, отобранная на конкурсе. Она установит и будет обслуживать специализированное оборудование – на федеральных дорогах появится около 500 рамок, через которые будет отслеживаться движение тяжелых грузовиков. Машины также придется оборудовать специальным устройством на базе «Глонасс» или «Глонасс/GPS», которое будет считывать маршрут. Платить придется за проезд по всем федеральным трассам (их 50 000 км) за исключением и без того платных участков.

Но заработать на грузовиках хотели бы и регионы. Они уже проявляли интерес к системе взимания платы, говорит замруководителя Росавтодора Иннокентий Алафинов. Качество региональных трасс часто уступает федеральным из-за недостаточного финансирования, признает он: если регион захочет подключиться к федеральной системе взимания платы с грузовиков, нужно будет сначала проконтролировать состояние дорожной сети и исполнение законодательства о дорожных фондах. Но пока законодательство не позволяет регионам взимать такую плату, оговаривается Алафинов: эта возможность обсуждалась, и было принято решение сначала испытать систему на федеральном уровне.

Администрация Ленинградской области уже обращалась в Минтранс с просьбой подключить областные дороги к системе взимания платы, говорит ее чиновник: «Нам ответили, что сейчас это невозможно». Теперь, по словам собеседника «Ведомостей», правительство области составляет список инвесторов, которые активно пользуются региональными дорогами, чтобы передавать местные трассы им в аренду для поддержания в нормальном состоянии.

«Если не будет противоречий с действующим законодательством, то почему бы и не присоединиться», – считает главный инженер главного управления автомобильных дорог Нижегородской области Виктор Комаров. Это поможет сохранять дороги, которые страдают от чрезмерной нагрузки, замечает он. Лучше отработать юридическую базу и технический механизм нововведения на федеральных автодорогах и только потом подумать о введении платы в регионах, осторожен замминистра транспорта Красноярского края Андрей Иванов.

Правительство Татарстана заинтересовано в том, чтобы сохранить дороги, говорит представитель министерства транспорта и дорожного хозяйства республики, но вырастет нагрузка на бизнес. Доля транспортных издержек в цене отечественной продукции и так слишком высока, признает Минтранс (см. врез).

Сложно сказать, как скажется плата на стоимости грузов, но услуги перевозчиков, несомненно, подорожают, рассуждает менеджер логистической компании. Перевозки и так не самый прибыльный бизнес, сетует он: у большинства компаний рентабельность в пределах 10%, на рынке думают о сокращении зарплат водителей, а с введением платы издержки только вырастут. Могут возникнуть технические сложности, увеличится документооборот, добавляет директор по экспедированию «Рольф-лоджистик» Виктор Крачковский. Дополнительные затраты придется компенсировать, повышая стоимость услуг, предупреждает он.

Минтранс признавал, что себестоимость перевозок «значительно» вырастет, а выручка типового транспортного предприятия может сократиться на 10%. Еще один возможный риск для компаний – снижение заказов и переход грузопотоков на другие виды транспорта. Зато благодаря сборам вырастет финансирование дорог, а это пойдет на пользу всей экономике, обещает Минтранс.

За хорошее качество дорог надо платить, признает Крачковский: «Но не понятно, почему платить придется вперед – пока качество дорог, особенно в регионах, оставляет желать лучшего».