Продажи автомобилей в июне упали на 17,3%

Андрей Махонин/ Ведомости

Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России в июне 2014 г. продолжили падение - они снизились на 17,3%, сообщила сегодня Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). Принимая во внимание этот тренд, АЕБ скорректировала прогноз на весь 2014 г. - теперь это 2,45 млн автомобилей, что на 335 000, или на 12%, меньше, чем в 2013 г.

В июне продажи автомобилей в физическом выражении снизились на 41 674 штуки по сравнению с июнем 2013 г. и составили 199 398 автомобилей. В январе-июне 2014 г. российский автомобильный рынок снизился на 7,6% к 2013 г., всего за семь месяцев было продано 1 229 839 автомобилей.

В мае продажи новых автомобилей в России снизились на 12%, по итогам 5 месяцев - на 6%.

"Автомобильный рынок продолжает движение вниз с увеличенной скоростью. По сравнению с 2013 г. продажи в июне просели на 17,3 %, приведя к падению продаж во II квартале в целом на 12,4%. Согласно мнению компаний - участников комитета автопроизводителей, ослабление рынка еще не закончилось. Продажи во второй половине года будут на уровне 1,2 млн единиц, что эквивалентно понижению на 16% по сравнению с тем же периодом 2013 г.", - заявил Йорг Шрайбер, председатель комитета автопроизводителей АЕБ.

АЕБ в феврале ожидала снижения рынка до 2,73 млн шт. (на 1,6%). PricewaterhouseCoopers давала прогноз на уменьшение рынка на 3% по сравнению с 2013 г. - до 2,54 млн шт. В марте замминистра промышленности и торговли Алексей Рахманов прогнозировал, что российский авторынок в 2014 г. может снизиться на 2,8-6,5%.

В понедельник о неблагоприятном прогнозе для российского рынка на 2014 г. заявила Renault, ожидающая снижения по итогам года на 10%. Компания в июне снизила продажи на российском рынке на 13% (данные АЕБ), с начала года - на 7,8%.

В конце июня Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» («Роад») отправила в Минпромторг письмо с предложением возобновить программу льготного автокредитования для поддержки рынка. Ситуацию по отдельным маркам дилеры называли «близкой к катастрофической». Продажи Ford в июне сократились на 53%, Citroen - на 49%, Honda - на 54%, Peugeot - 48%, Chevrolet - на 47%.

Госпрограмма льготного автокредитования действовала с июля по декабрь 2013 г. С ее помощью было продано 276 640 автомобилей, или около 10% новых машин, проданных в 2013 г. Автопроизводители и дилеры стали просить Минпромторг о возобновлении программы с марта, но ведомство ссылалось на отсутствие в бюджете денег. В мае пресс-служба ведомства сообщала об отказе Минпромторга вновь запускать программу: министерство проанализировало итоги I квартала 2014 г. и пришло к выводу, что закрытие программы не ухудшило ситуацию в легковом автомобилестроении. Пресс-служба Минпромторга на запрос «Ведомостей» прокомментировать обращение дилеров не ответила.

Нижегородский губернатор Валерий Шанцев в начале лета попросил президента Владимира Путина возродить госпрограмму утилизации автомобилей - обмена старых на новые со скидкой. Предполагается, что новая программа может действовать только в отношении коммерческого транспорта и на региональном уровне - в тех субъектах, где есть действующие автопроизводства. Решение по проекту пока не принято, Минпромторг ведет предварительные консультации с автопроизводителями, говорили два участника консультаций. Чиновники министерства говорили ранее, что в 2014 г. нужно поддержать сегмент коммерческого транспорта, где продажи снижаются сильнее, чем в секторе легковых автомобилей. Почему Минпромторг предлагает финансировать программы утилизации не напрямую из бюджета, а через субсидии региону.