Статья опубликована в № 3662 от 28.08.2014 под заголовком: Год люкса и секонд-хэнда

Падение продаж новых автомобилей не остановить - по экономическим и политическим причинам

Падение продаж новых автомобилей не остановить - по экономическим и политическим причинам. Лучше других будут себя чувствовать продавцы люксовых и подержанных машин
  • Елена Виноградова,
  • Юлия Грибцова,
  • Владимир Штанов,
  • Александр Губский
Новых автомобилей на Московском салоне много, но рынок предпочитает старые
М. Стулов / Ведомости

В 2014 г. в России будет продано минимум на 10% меньше легковых и легких коммерческих автомобилей, чем в 2013 г. (2,78 млн). Это самый оптимистичный прогноз из всех, сделанных автопроизводителями на Московском международном автосалоне (ММАС), он принадлежит гендиректору Renault в России Брюно Анселену.

«На рынок влияет нестабильная экономическая ситуация и отсутствие покупательской уверенности», - объяснил свои минус 15% директор Citroen в России Жан-Луи Шамла. Сам Citroen, по мнению Шамла, может продать на 30% меньше автомобилей (20 000 против почти 30 000 в 2013 г.).

Гендиректор «Фольксваген груп рус» Маркус Озегович считает, что рынок может упасть и на 20%, в таких условиях план работы завода Volkswagen в Калуге будет утверждаться еженедельно.

Снижение было ожидаемым, но его темп превысил все прогнозы: в начале года комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) надеялся, что падение не превысит 2% от 2013 г.

На экономические причины - ослабление рубля и нестабильность экономической ситуации в стране - наложились политические факторы, объясняет Озегович. С ним согласны Шамла и гендиректор Ford Sollers Тед Каннис - хотя, сходятся во мнении топ-менеджеры, на автомобилестроителей санкции прямого влияния не оказывают.

Если ситуация не стабилизируется, рынок будет стагнировать до 2020 г. - с продажами 2,5-2,8 млн в год, считает директор московского офиса BCG Стефан Мауэрер, это базовый сценарий, если же экономика оживится, к 2020 г. будет продаваться 4 млн машин в год.

Российский рынок - наиболее волатильный среди крупных рынков мира, продолжает Мауэрер, очень сложно прогнозировать поведение рынка и выработать адекватную долгосрочную инвестиционную стратегию.

Никто из автопроизводителей пока не заявил, что меняет долгосрочную стратегию на рынке, сокращая инвестиции. Некоторые заводы использовали или продолжат использовать приостановку производства (например, предприятия Ford Sollers и GM в Санкт-Петербурге), сокращение смен и т. д. «АвтоВАЗ» в осенние месяцы обещает сократить производство Lada на 25 000 единиц. Но все топ-менеджеры подчеркивают, что заявленные автопроизводителями проекты расширения мощностей, запуска новых моделей, создания производства двигателей и проч. сохраняются. «Производственную программу Hyundai Solaris на этот год мы не сокращаем», - говорит, например, управляющий директор «Хендэ мотор СНГ» Денис Петрунин.

Российский рынок, как и все развивающиеся, подвержен сильным колебаниям, но наблюдается устойчивая тенденция к росту, указывают Озегович и Анселен. Рано или поздно он станет крупнейшим в Европе, уверен Каннис. «Мы продолжаем инвестировать, потому что верим в российский рынок», - говорит гендиректор Nissan в России Филипп Сайяр. Datsun начинает продажи в России на падающем рынке, но планов компания менять не намерена. «Это долгосрочный бизнес, - объясняет Винсент Кобе, вице-президент Nissan и руководитель марки Datsun. - Есть макроэкономический запрос на индивидуальную мобильность, он не зависит от краткосрочной экономической ситуации».

«Нам совершенно не требуется пересматривать стратегию, мы в ней уверены, - говорит президент Toyota Motor Такеси Исогая. - Инвестиции одобрены на 5-10 лет». Продажи Toyota и Lexus в России растут. Премиум-сегмент имеет потенциал к росту, отмечает и президент «BMW Group Россия» Вольфганг Шлимме.

В целом, по данным АЕБ, продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России за семь месяцев этого года упали на 9,9%, а продажи Mercedes-Benz за тот же период выросли на 18%. Рекорды бьет новый S-класс: 350%-ный рост продаж за этот год. Продажи «заряженных» AMG-версий выросли за первое полугодие на 85%. Mercedes-Benz представляет на ММАС сразу 10 моделей AMG - больше, чем на автосалонах в Париже и Женеве. Но решение о начале производства в России пока не принято.

У Porsche также 18%-ный рост продаж за семь месяцев. «Люксовый сегмент чувствует спад позже и меньше», - объясняет гендиректор «Порше Руссланд» Томас Штрэцель. Подтверждением уверенности Porsche станет открывающийся в ноябре в Москве дилерский центр компании «Спорткар-центр» площадью 13 000 кв. м, в котором будут выставлены 54 машины, - он станет крупнейшим центром Porsche в мире.

Надеется увеличить продажи по итогам года и Bentley, говорит руководитель Bentley Russia Ричард Леопольд (за первые полгода рост составил 4%). Основания - расширение сети продаж (к Москве и Петербургу добавились Ростов и Екатеринбург) и появление менее дорогих моделей с двигателями v8.

У компании BMW за первые семь месяцев снижение продаж составило 5%, но причина - в отложенном спросе, уверен Шлимме, и по итогам года компания покажет рост продаж: в середине июля появилась новая х3, х5, сделанная в Калининграде, плюс у дилеров появилась новая х4. А серии X дают марке 50% продаж в России.

Количество собранных BMW на «Автоторе» уже преодолело отметку в 125 000 машин. «Автотор» хочет организовать в Калининграде полноценный автомобильный кластер; по словам Шлимме, BMW продолжает обсуждать детали своего участия в нем.

А пока компания продолжает инвестировать в маркетинг. По образцу крупнейших рынков для BMW - Германии, США и Китая - немецкая компания открыла в Новосибирске свой первый региональный центр, который будет отвечать за Сибирь и Дальний Восток. Контакты с региональными дилерами и решения по региону теперь будут приниматься в Новосибирске.

Неплохо идут дела и на рынке подержанных автомобилей. Их продажи тоже снижаются, но значительно меньше: в июне, по оценке агентства «Автостат», было реализовано на 2% меньше новых автомобилей, чем в том же месяце прошлого года, но по итогам полугодия рынок автомобилей с пробегом все еще в плюсе - за январь-июль их продано 2,9 млн, что на 12% превышает уровень 2013 г. Динамика этого сегмента и в дальнейшем будет лучше, чем у новых автомобилей, это обычно для кризисных ситуаций, объяснял гендиректор «Автостата» Сергей Целиков. Например, в 2013 г., когда продажи новых автомобилей сократились почти на 6%, продажи подержанных автомобилей увеличились на 4% до 5,6 млн, отмечали аналитики PwC. Все дело в цене: согласно исследованию агентства «Автостат» и интернет-ресурса avito.ru, 35% потенциальных покупателей подержанных автомобилей ищут машину стоимостью до 200 000 руб. Новый автомобиль купить за эти деньги невозможно. И, как и пять лет назад, дилеры и автоконцерны обещают уделять внимание автомобилям с пробегом. Трейд-ин - очень важный сегмент для группы VW, он будет развиваться, говорит Озегович.

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия)

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать