Статья опубликована в № 3670 от 09.09.2014 под заголовком: Государство забыло про утилизацию

Государство забыло про утилизацию автохлама

Объявленная Минпромторгом программа утилизации автохлама не заработала с 1 сентября - нет постановления правительства. Автозаводы пока сами предоставляют скидки
Автоконцерны вынуждены запускать собственные программы утилизации
А. Махонин / Ведомости
План Минпромторга. 170000

Столько автомобилей различных категорий, по расчетам Минпромторга, может быть продано в сентябре - декабре 2014 г. в рамках госпрограммы утилизации. На компенсацию скидок планируется потратить около 10 млрд руб. Деньги будут найдены за счет перераспределения лимитов Минпромторга. Они будут выделяться из федерального бюджета не напрямую дилерам, а через регионы

Госпрограмма утилизации автомобилей, которая должна была возобновиться в России 1 сентября, еще не заработала - не утверждено соответствующее постановление правительства. Об этом рассказали «Ведомостям» сотрудники трех автомобильных компаний. Каковы причины промедления, они не знают.

Поэтому ряд автоконцернов, не дожидаясь государства, запустили собственные программы утилизации. Среди них «АвтоВАЗ», «Камаз», ГАЗ, «Соллерс», PSA Peugeot Citroen и Ford Sollers. Условия их программ в целом похожи на те, что были анонсированы в августе министром промышленности Денисом Мантуровым: при сдаче автомобилей в утиль в сентябре - декабре 2014 г. можно получить скидку на покупку новой машины от 50 000 руб. (легковые) до 350 000 руб. (грузовики и автобусы). При трейд-ине, который планируется в этот раз добавить в госпрограмму утилизации, скидка меньше на 10 000-50 000 руб. Небольшие отличия есть по срокам (например, у «АвтоВАЗа» программа действует с 4 сентября до 15 декабря, у «Камаза» - с 8 сентября до 31 декабря) и размеру скидки (у Ford Sollers он одинаков и при утилизации, и при трейд-ине, программа действует до 30 сентября и касается двух моделей).

Люди, близкие к автоконцернам, говорят, что запустили программы в расчете на то, что им впоследствии государство компенсирует предоставленные скидки. «Конечно, существуют риски - например, что государство компенсирует не все. Но с учетом усиливающегося падения продаж автомобилей эти риски оправданны», - сказал один из собеседников «Ведомостей».

Представители Toyota, GM и СП «Джи эм - АвтоВАЗ» сообщили «Ведомостям», что их компании будут ждать появления документа, регламентирующего госпрограмму утилизации. Но когда он появится, неизвестно. Представитель Минпромторга на вопросы «Ведомостей» не ответил.

Постановление правительства появится в ноябре, знают человек, близкий к рабочей группе разработчиков, и сотрудник одного из автоконцернов. Сотрудник другой компании слышал, что это может произойти в течение месяца.

Представители двух иностранных автомобильных компаний, которые пока не объявляли о старте собственных программ утилизации, говорят, что вряд ли будут ждать ноября. В этом случае эффект от программы утилизации будет минимальным, объясняют они.

«Ажиотажа пока не наблюдается. Звонки есть, но, поскольку механизм не утвержден, машины мы пока не принимаем. Берем контакты людей, чтобы потом пригласить в салоны», - рассказывает коммерческий директор московской компании «Автогермес» (дилер Lada, Ford и др.) Александр Чулков. Топ-менеджер дилерской компании из Санкт-Петербурга (специализируется на продаже Lada) говорит, что компания получила около 100 заявок от желающих поучаствовать в программе утилизации «АвтоВАЗа». По его словам, выдача новых автомобилей начнется после того, как будет окончательно утвержден механизм программы, подписаны необходимые договоры с утилизаторами (дилер готов за 3000 руб. взять на себя сдачу в утиль). Это может произойти в течение недели, надеется собеседник «Ведомостей». Всего до конца 2014 г. в стране планируется продать по программе утилизации около 40 000 Lada, знает он. Это почти четверть общего плана Минпромторга (см. врез). Во время действия прошлой госпрограммы утилизации автомобилей в 2010-2011 гг. (тогда в ней участвовали только легковые и легкие коммерческие автомобили) на Lada пришлось почти 80% всех автомобилей.

С учетом падения на рынке - продажи автомобилей в январе - августе упали на 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (см. статью на стр. 20) - автоконцернам сейчас в любом случае нужно запускать широкую скидочную кампанию. Утилизационная программа - хороший информационный повод для этого, считает гендиректор портала Auto-dealer.ru Олег Дацкив. Поэтому, даже если государство не компенсирует им все скидки, автозаводы ничего не потеряют, думает он. Государство может использовать возникшую паузу с утверждением механизма для анализа реального эффекта от программ утилизации автоконцернов, чтобы потом, например, скорректировать параметры госпрограммы, говорит Дацкив.

В последние годы государство уделяло повышенное внимание автопрому и нет сомнений, что анонсированные Минпромторгом параметры госпрограммы утилизации автомобилей будут выполнены, уверен аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Тем более что 10 млрд руб., которые собирается потратить на эти цели министерство, правительство может найти, добавляет эксперт. Представитель Минфина сказал, что соответствующего распоряжения пока не было. Беспалов считает оправданным запуск собственных программ утилизации: «Заявленные сроки действия госпрограммы - всего четыре месяца, и компаниям нужно по максимуму использовать эту возможность». Ожидание ряда автоконцернов, скорее всего, связано с внутрикорпоративными процедурами, думает он.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать