Статья опубликована в № 3692 от 09.10.2014 под заголовком: Бесплатно не проехать

Плату за проезд по федеральным трассам могут ввести не только для тяжелых фур

Плата за проезд по федеральным трассам может быть введена для всех машин массой более 3,5 т. Иначе регионам не хватит денег для выполнения поручения Владимира Путина
  • Маргарита Лютова,
  • Даниил Сотников,
  • Филипп Стеркин
  • / Ведомости
М.Стулов / Ведомости

Минтранс готов проработать предложение о введении платы за проезд по федеральным дорогам для автомобилей массой более 3,5 т, сообщил министр Максим Соколов. Министерство уже предварительно рассматривало это предложение, рассказал он.

С такой идеей на вчерашнем заседании президиума Госсовета по развитию автодорог выступил президент Татарстана Рустам Минниханов. Он возглавил группу, которая готовила предложения для Госсовета. Мера обсуждается, она уже есть в проекте поручений по итогам заседания президиума Госсовета, говорят два федеральных чиновника, знакомых с документом. Правительству скорее всего будет поручено проработать вопрос, указывают они. В перспективе плата может быть введена за проезд таких машин и по региональным дорогам, отмечают собеседники «Ведомостей». Получить комментарии пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова не удалось.

С 15 ноября 2015 г. фуры массой свыше 12 т должны будут платить за проезд по всем федеральным трассам 3,7 руб./км (тариф будет ежегодно индексироваться на инфляцию). Каким может быть тариф для машин массой более 3,5 т, пока не ясно, расчеты не делались, говорят федеральные чиновники. Представитель Минтранса на эти вопросы не ответил.

Потребуются изменения в закон об автомобильных дорогах, в следующем году плата не появится, уверяет один из чиновников. Сперва нужно дождаться результатов работы системы взимания платы с 12-тонников и только потом обсудить вопрос, стоит ли брать плату за проезд машин меньшей массы, замечает человек, близкий к Росавтодору. «Платят же перевозчики за использование железной дороги, почему же не должно быть платы за автомобильные», - рассуждает другой чиновник, курирующий инфраструктуру. Важный фактор - влияние на инфляцию, замечает один из чиновников.

Деньги могут пойти на поддержку дорожных проектов регионов. Все сборы от проезда тяжелых фур - около 50 млрд руб. в год - должны быть зачислены в федеральный дорожный фонд. Но ранее Соколов говорил, что их стоит отдать регионам. У регионов тоже может появиться право взимать плату за проезд тяжелых грузовиков, рассказывал ранее руководитель Рос­автодора Роман Старовойт.

Регионам нужны деньги на выполнение поручения президента удвоить строительство автодорог. По оценкам Минтранса, для этого в среднем в год надо строить по 780 км федеральных магистралей - против 320-350 км в прошлом десятилетии - и 2940 км региональных - против 1000-1600 км. Не хватает примерно 100 млрд руб. в год, говорили руководитель одного из регионов и два федеральных чиновника.

По данным «Автостата», в российском парке 3,74 млн машин тяжелее 3,5 т, но в активной эксплуатации - не более 2,5 млн. Грузовиков массой свыше 12 т в парке 1,82 млн, из которых 948 000 старше 2000 года выпуска. Еще насчитывается 390 000 автобусов массой более 3,5 т. Большая часть грузов перевозится автомобильным транспортом, доля малотоннажного транспорта превышает 60%, передала через представителя директор по маркетингу логистической компании «Молком» Полина Винокурова, для дистрибуции в крупных городах, междугородных внутренних перевозок удобнее использовать машины грузоподъемностью до 4,5 т. Если 10 лет назад основу перевозок составляли партии в 10-20 т, то сегодня разовые заказы в среднем уменьшились до 1,5-3 т, рассказывает она.

Идея напугала бизнес. Если и малотоннажным машинам придется платить за проезд, то, вероятнее всего, вырастет стоимость перевозок на всех направлениях, уверена Винокурова. Одно только введение платы с тяжелых фур вынудит перевозчиков повышать расценки, часть расходов будет переложена на грузоотправителей, что скажется на цене их товаров, жаловался ранее сотрудник логистической компании.

Европейские государства постепенно переходят к взиманию платы с грузовых автомобилей все меньшей массы, говорит партнер «НЭО-центра» Алексей Медников. Но нигде в Европе нет таких высоких расценок - 3,7 руб., возмущен Константин Шаршаков из АСМАП, а охват всех федеральных трасс - это нонсенс. В Европе действует почасовая, а не покилометровая плата и она существенно ниже - при пересчете получится в среднем около 1,1 руб./км, говорит он.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать