Правительство возобновляет программу поддержки спроса на газомоторную технику

Правительство запускает новую программу, чтобы поддержать спрос на газомоторную технику. Бюджету это обойдется в 3,7 млрд руб., более чем вдвое дороже такой же программы 2012-2013 гг.
ТАСС

Премьер Дмитрий Медведев в среду подписал постановление правительства о правилах выделения субсидий на закупку в 2014-2015 гг. регионами машин на газомоторном топливе, рассказал директор «Камаза» по взаимодействию с органами госвласти Михаил Матасов и подтвердил директор департамента Минпромторга Александр Морозов. Пресс-секретарь Медведева Наталья Тимакова на вопрос не ответила. На момент сдачи номера постановление опубликовано не было.

По расчетам Минпромторга, по этой программе может быть приобретено 1497 автобусов и 1000 единиц техники для ЖКХ, произведенной на территории Таможенного союза и работающей на сжатом газе (метан). Субсидии на автобусы - от 130 000 до 3 млн руб., на спецтехнику - от 100 000 до 3,8 млн руб., следует из проекта постановления, копия которого есть у «Ведомостей». 3,77 млрд руб. в бюджет этого года заложены. Похожая программа работала в 2012-2013 гг., но субсидии были около 1,6 млрд руб., напоминает Матасов.

По предварительным данным на 9 октября, регионы готовы купить около 3700 машин (2700 автобусов и 1000 спецтехники), для этого потребуется 7 млрд руб., говорит Морозов. Больше всех хочет купить Татарстан (см. врез). Заявки принимаются до 22 октября. Финансирование увеличиваться не будет: субсидию разделят между регионами пропорционально заявкам, объясняет чиновник.

Основные российские производители техники, работающей на сжатом газе, - «Камаз» и группа ГАЗ. «Камаз» планирует в 2014 г. выпустить около 1100 таких грузовиков и автобусов (в 2012 г. было около 300), говорит его представитель Олег Афанасьев. Группа ГАЗ тоже расширяет линейку техники на газе: до конца 2014 г. начнется выпуск новых газовых автобусов малого класса «ПАЗ», а во второй половине 2015 г. - газомоторных автомобилей «ГАЗель» и «ГАЗон» семейства Next. По оценке «Автостата», в России около 1,21 млн автомобилей, работающих на пропан-бутане, включая18 000 автобусов (4,5% парка). Техники на сжатом газе «на порядок меньше», считает начальник отдела аналитики «Автостата» Андрей Топтун.

Применение сжатого газа «обеспечивает снижение топливных затрат на 60 и 50% по сравнению с бензином и дизельным топливом», говорится в сообщении группы ГАЗ. Но пока техника, работающая на сжатом газе, дороже дизельных аналогов на 10-30%, отмечает Афанасьев. Развитие рынка во многом будет зависеть от расширения сети газозаправочных станций, считают Афанасьев и Топтун. По данным «Газпрома», в России 251 газонаполнительная компрессионная станция, 206 - у «Газпрома». Развитию мешает длительная процедура выделения земельных участков, отметил представитель «Газпрома».

Господдержка продолжится, пока не улучшится ситуация с инфраструктурой и не увеличится парк, считает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. В проекте бюджета на 2015 г. и до 2017 г. субсидии на закупку газомоторной техники не предусмотрены, но Минпромторг предложит продлить программу, подтвердил Морозов.