Статья опубликована в № 3717 от 17.11.2014 под заголовком: Три темы для Медведева

Автопроизводители попросят премьер-министра о новых мерах помощи отрасли

Автопроизводители хотят попросить правительство дополнительно поддержать рынок и поставки на экспорт, а также актуализировать стратегию развития автопрома
Дмитрий Медведев
РИА Новости

В конце ноября премьер-министр Дмитрий Медведев проведет в Набережных Челнах совещание по вопросам развития автопрома. Об этом «Ведомостям» рассказали люди, близкие к трем российским автопроизводителям. Повестка готовится Минпромторгом, но круг вопросов министерство уже предварительно обсудило с автопроизводителями в минувший четверг. Автопроизводителей интересуют три темы: господдержка рынка, экспорта и разработка новой стратегии развития автопрома, отмечают собеседники «Ведомостей».

Необходимо продлить действие уже использующихся инструментов (утилизация автохлама, компенсация части процентной ставки по инвесткредитам и проч.), а также использовать новые - ограничить срок коммерческой эксплуатации автомобилей и заменить транспортный налог на экологический. Особенно компании волнует тема утилизации автомобилей. Они предлагают продлить ее вплоть до трех лет. Это обезопасит рынок от обрушения и поможет долгосрочному планированию, объясняют собеседники «Ведомостей». Вероятнее всего, господдержка программ утилизации автомобилей будет продлена, но скорее на полгода или год, считает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов.

Нужно усилить и поддержку экспорта, настаивают близкие к автозаводам люди. В январе - сентябре 2014 г. экспорт новых легковых автомобилей из России упал почти в 3 раза до 9770 шт. (0,7% от производства), грузовиков - на 25,6% до 5568 шт. (5%), автобусов - в 2,7 раза до 625 шт. (2%), следует из данных «АСМ-холдинга». Правила ВТО запрещают прямую поддержку экспортеров, поэтому заводы рассчитывают на кредитную поддержку потребителей за рубежом. Такой инструмент используется Россией и сейчас, но процентные ставки зачастую выше, чем у других игроков (8-10% против 1-2% в ряде стран), говорят собеседники «Ведомостей». Снизить ставки будет сложно, считает Беспалов: стоимость денег для России сейчас очень высока.

Экспорт в дальнее зарубежье становится конкурентным при высокой локализации и низком курсе рубля, комментирует Беспалов. Это направление больше интересно отечественным брендам и альянсу Renault-Nissan. У автозаводов, построенных другими иностранными автоконцернами в России, локализация в большинстве случаев пока невысока.

Наконец, автопроизводители хотели бы новой стратегии развития автопрома до 2020 г., подписанной четыре года назад. Она разрабатывалась в условиях растущего рынка, поэтому целевые показатели потеряли актуальность, объясняют собеседники «Ведомостей». Кроме того, нужно понимать стратегию государства после 2020 г., продолжают они. К этому времени завершится действие соглашений о промышленной сборке автомобилей и компонентов. Корректировать стратегию надо, соглашается Беспалов: она предусматривает устойчивый рост рынка вплоть до 2020 г., но с 2013 г. продажи падают. К 2020 г., согласно стратегии, в России будет продано 3,45 млн легковых машин, но с учетом текущей ситуации продажи в лучшем случае составят 3,1 млн шт., считает Беспалов. При этом, как и предусматривает стратегия, идет расширение мощностей автозаводов, что только усиливает дисбаланс, добавляет он.

Представители правительства и Минпромторга на вопросы «Ведомостей» вчера не ответили. В сентябре - октябре руководители министерства уже анонсировали планы ограничить сроки коммерческой эксплуатации автомобилей, заменить транспортный налог на экологический уже в 2015 г., увеличить господдержку по программам утилизации в 2014 г. и, возможно, продлить ее на 2015 г.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать