Статья опубликована в № 3750 от 15.01.2015 под заголовком: Lada по предоплате

«АвтоВАЗ» отгружает дилерам автомобили Lada январской сборки только по предоплате

«АвтоВАЗ» отгружает дилерам январские автомобили только по предоплате. Продавцы сетуют, что много машин выкупить не смогут
Денис Абрамов / Ведомости

Lada январской сборки дилерам придется приобретать по предоплате. Соответствующее письмо «АвтоВАЗ» разослал продавцам в конце декабря, рассказали «Ведомостям» сотрудники трех дилеров Lada. По их словам, квоту на этот месяц нужно оплатить до 19 января. Сами машины поступят до начала февраля. Как будет организована поставка машин февральской сборки, еще не известно, говорят собеседники «Ведомостей». До последнего времени «АвтоВАЗ» поставлял дилерам машины с рассрочкой платежа примерно на месяц. Причины изменения политики «АвтоВАЗ» не объяснил, говорят дилеры. Представитель компании на вопросы «Ведомостей» не ответил.

При этом «АвтоВАЗ» изменил и политику стимулирования дилеров. В I квартале 2015 г. он не будет выплачивать бонусы и компенсировать часть их рекламных затрат, продолжают собеседники «Ведомостей». Одновременно, по их словам, автозавод увеличил постоянную часть дилерской маржи с 6 до 10%. По сути, дилерская маржа вырастает - переменная часть, включая рекламу, ранее составляла 2-2,3%, т. е. в сумме получалось 8-8,3%, объясняют они.

Переход на предоплату будет болезненным, предупреждают дилеры: на выкуп машин потребуются дополнительные кредиты, а их сейчас сложно получить, к тому же процентные ставки сильно возросли. Закупки сократятся, уверены они. «Мы, к примеру, выкупим треть январской квоты. Сейчас уже нет ажиотажа, который наблюдался в ноябре - декабре», - говорит один из дилеров. Сокращение закупок невыгодно и самому «АвтоВАЗу», продолжают собеседники «Ведомостей»: это грозит затовариванием складов и снижением продаж. В этом году российский автомобильный рынок хоть и продолжит сокращаться, но у «АвтоВАЗа» на фоне удорожания иномарок из-за роста доллара и евро есть все шансы укрепить позиции, уверены дилеры. Спросу будет способствовать и продолжение в 2015 г. госпрограммы утилизации автомобилей, подчеркивают они.

Использование только предоплаты, как правило, сокращает продажи, соглашается вице-президент ГК «Автоспеццентр» и президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Владимир Моженков. Поэтому автоконцерны в основном поставляют машины дилерам в рассрочку, замечает он. По предоплате работает лишь наименее устойчивая часть дилеров.

Предоплата страхует производителей от финансовых, в том числе валютных, рисков, продолжает Моженков. Такой подход активно использовался в кризис 2009 г., когда российский рынок сократился вдвое и некоторые дилеры перестали платить. Но затем компании вернулись к обычной модели, вспоминает он. В ноябре - декабре 2014 г. из-за падения рубля глобальные автоконцерны, по оценке Моженкова, понесли прямые убытки на общую сумму $700-800 млн. Но о том, что кто-то из них перевел дилеров на предоплату или планирует это сделать, он не слышал. Renault на предоплату дилеров не переводила, но сократила в январе рассрочку, сообщил дилер французского автоконцерна. Nissan, Hyundai, Kia условия с дилерами не меняли, рассказали их дилеры. Нет изменений в работе с дилерами и у Toyota, Ford Sollers, говорят представители этих компаний.

Дилеры «АвтоВАЗа» надеются, что уже в феврале компания вернется к рассрочке. Предоплата ранее уже использовалась «АвтоВАЗом», но как альтернативный вариант, напоминают они: в этом случае компания предоставляла дилеру дополнительную скидку. Вопрос по предоплате сейчас активно обсуждается на «АвтоВАЗе», говорит один из дилеров. Компания опрашивает дилеров, интересуясь, сколько они планируют в январе выкупить машин, добавляет другой.

Отказ от переменной части маржи тоже скорее всего временное решение, но оно будет более продолжительным, считает один из дилеров. По его мнению, такой подход будет использоваться до разработки новой модели взаимоотношений с дилерами, включая новые требования к салонам, - ее готовит команда Дениса Петрунина, ставшего осенью 2014 г. вице-президентом по продажам и маркетингу «АвтоВАЗа». Этот процесс займет около полугода, думает он. Другой дилер «АвтоВАЗа» надеется, что новые правила появятся уже в феврале-марте. Нужно время, чтобы подготовиться к появлению новинок - Lada Vesta, Lada Xray, объясняет он.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать