Volkswagen не смог захватить лидерство по продажам у Toyota

В 2015 году смена лидера мировой автоиндустрии скорее всего состоится
А.Махонин/ Ведомости

Toyota объявила о продаже за 2014 г. 10,23 млн автомобилей - на 3% больше, чем годом ранее. По этому показателю компания заняла первое место в мире уже третий год подряд. За японским концерном следуют Volkswagen, который за минувший год продал 10,14 млн автомобилей, и General Motors, чьи продажи составили 9,92 млн.

В нынешнем году Toyota прогнозирует снижение продаж на 1% до 10,15 млн автомобилей, в частности из-за предполагаемого падения спроса в Японии на 9% вследствие роста налогов и сокращения населения. Также отмечается спад продаж в Индонезии (снижение на 11% в прошлом году и продолжение спада в 2015 г.), а также на ряде других ключевых для Toyota рынков. Иностранные продажи, как ожидают в компании, вырастут на 2% с 7,9 млн машин до более 8 млн.

Toyota не прогнозировала снижения продаж как минимум с 2000 г., подчеркнула представитель компании. Исключением стал промежуточный пересмотр прогноза в 2011 г., когда экономика Японии пострадала от сильнейшего землетрясения, а бизнес Toyota в Таиланде, где находятся ее предприятия, - от наводнения.

В 2015 г. у Volkswagen будет шанс обойти по продажам Toyota, отмечает Reuters. Продажи немецкого концерна в минувшем году выросли на 4,2%, впервые превысив отметку в 10 млн автомобилей. Volkswagen сильно помог китайский рынок, где они подскочили на 12% до 3,68 млн автомобилей. Между тем Toyota продала в стране чуть более 1 млн машин.

Агрессивные планы по экспансии могут помочь немецкому концерну перехватить у Toyota лидерство досрочно - пока он планирует достичь этого результата к 2018 г. Но по прогнозам исследовательской компании IHS Automotive, в 2015 г. Volkswagen продаст 10,07 млн автомобилей, а Toyota - только 9,51 млн. Однако IHS учитывает не все рынки и категории автомобилей, чем объясняются ее низкие цифры.

Кроме того, под руководством Акио Тойода, который стал президентом Toyota в 2009 г., рост продаж перестал быть для нее приоритетом. Тойода даже пообещал не строить новых заводов до 2016 г. В последние годы у автопроизводителя не раз случались масштабные отзывы автомобилей. Самый крупный разовый отзыв произошел в 2012 г., когда под него попали 7,4 млн автомобилей, а в апреле 2014 г. Toyota отозвала из-за пяти дефектов 6,4 млн автомобилей. «Мы были как дерево, которое растет слишком быстро», - говорил Тойода.