Статья опубликована в № 3765 от 05.02.2015 под заголовком: Mazda как по заказу

Импорт Mazda в Россию может резко сократиться

Компания готовится ввозить автомобили строго по предварительным заказам и повышает цены

  • Юлия Грибцова
Скоро дилеры Mazda будут продавать автомобили почти исключительно российской сборки
Е. Разумный / Ведомости

Импортные поставки автомобилей Mazda могут стать штучными, рассказали«Ведомостям» два дилера этой марки. Во-первых, производитель резко повышает цену по крайней мере на одну, самую популярную импортную модель - Mazda-3, которая обеспечивает около 28% всех российских продаж марки. Судя по ценам, указанным на сайте Mazda, в конце января автомобиль третьей серии стоил 821 000-1,12 млн руб., а шестой (ее производство локализовано в России) - 1,06-1,37 млн руб. Теперь же Mazda-3 фактически сравнялась по цене с шестой моделью, сказал представитель одного из дилеров.

А во-вторых, Mazda переходит на поставки импортных автомобилей под заказ, говорят собеседники «Ведомостей». Машин российской сборки нововведения не коснутся, знают они (в России у Mazda совместное производство с «Соллерсом», там собираются Mazda-6 и Mazda CX-5).

Источник, близкий к Mazda, говорит, что окончательного решения еще нет.

Еще две недели назад Mazda обсуждала два варианта действий в условиях падения рубля: или повысить цены на «тройку» соразмерно росту курса валют, или создать искусственный дефицит на рынке, рассказывает один из дилеров марки. Вторая стратегия предполагала, что Mazda собирает заявки от дилеров, но автомобилей ввозит меньше, чем требуется, чтобы быть уверенной, что эти автомобили будут проданы по рекомендованной цене, без демпинга. В таком случае рост цен был бы незначительным, добавляет собеседник «Ведомостей».

В прошлом году Mazda сдерживала рост цен на автомобили, это помогло ей увеличить продажи в России, напоминает старший менеджер автомобильной практики PwC Сергей Литвиненко. По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), Mazda оказалась в числе немногих автоконцернов, бизнес которых в России в 2014 г. вырос: продажи прибавили 17% (до 50 716 автомобилей), тогда как в целом рынок сократился на 10,3%. В России совместное предприятие «Мазда Соллерс» собрало в 2014 г. 33 450 автомобилей, говорит представитель «Соллерса», получается, что из-за границы Mazda ввезла за год около 17 200 автомобилей.

Весь рынок сейчас ищет адекватную цену, которая позволила бы автоконцернам и дилерам сохранить хотя бы минимальную рентабельность и оставалась бы доступной для покупателя, рассуждает Литвиненко. Mazda относится к российскому рынку серьезно и настроена на долгосрочное присутствие здесь, добавляет он.

Вероятно, Mazda сделала выводы из судебного разбирательства с российскими налоговиками, которые обвиняли ее в выводе прибыли, предполагает один из дилеров. В кризис 2008-2009 гг. Mazda пострадала из-за того, что продавала автомобили с большими скидками. В 2009 г. ее российское подразделение закупило у Mazda Motor Logistics Europe N. V. легковые автомобили на 21,2 млрд руб., а заработало на их продаже лишь 20 млрд руб. и в итоге завершило год с 1,3 млрд руб. валового убытка, 4,3 млрд руб. чистого убытка и рентабельностью в минус 20,35%. Налоговая инспекция сочла, что «Мазда мотор рус» намеренно закупала автомобили по завышенным ценам, существенно отличающимся от рыночных, чтобы не платить налог на прибыль и вывести деньги за рубеж. В конце 2014 г. московский арбитражный судотказался удовлетворить иск «Мазда мотор рус» к налоговикам и обязал компанию заплатить в бюджет около 272 млн руб.; компания обещала отстаивать свою точку зрения и дальше.

В 2009 г. российские продажи новых автомобилей снизились на 49%, а у Mazda - на 58% (данные АЕБ). По автомобилям этой марки имелись очень большие нераспроданные остатки, машины 2008 года выпуска стояли на складах до сентября 2009 г., говорил менеджер одного из дилерских холдингов, продающих Mazda. Ситуация на рынке была плохой, поэтому все автомобили продавались с большими скидками, чаще всего в убыток. К тому же Mazda в 2009 г. выплатила дилерам бонусов на 2,2 млрд руб., по сути компенсировав им скидки на автомобили, говорилось в судебных документах.

Представитель «Мазда мотор рус» (импортер Mazda в России) от комментариев отказался.

General Motors специальных условий для приобретения импортируемых автомобилей не вводила, говорит ее представитель. Представитель Hyundai, также традиционно много ввозящей в Россию, не стал комментировать ситуацию, а близкий к компании источник заверяет: ограничивать импорт компания не намерена, а напротив, собирается выводить на российский рынок новинки. Представитель Ford напомнил, что практически все автомобили, продаваемые компанией в России, здесь же и собираются.

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать