«АвтоВАЗ» в апреле нормализовал поставки дилерам

Но поймать волну спроса, возникшую из-за девальвации в конце 2014 года, концерн не успел
«АвтоВАЗ» в апреле устранил существовавший с осени 2014 г. дефицит массовых моделей Lada/ Д.Абрамов/ Ведомости

«АвтоВАЗ» в апреле устранил существовавший с осени 2014 г. дефицит массовых моделей Lada, рассказали «Ведомостям» два дилера. Ранее дилерские складские запасы составляли 0,5–0,7 среднемесячных продаж, сейчас они на стандартном, 1,2–1,5-месячном уровне, поясняют они. Для сравнения: в феврале в России было продано 23 639 автомобилей Lada, в марте – 27 423 шт., по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Дилерская сеть получила необходимое количество автомобилей, чтобы «АвтоВАЗ» смог достичь целевого показателя – 20%-ной доли рынка, сказал представитель «АвтоВАЗа».

В 2014 г. продажи Lada в России упали на 15% до 387 307 шт., доля рынка сократилась на 0,9 п. п. до 15,5%, по данным АЕБ. В 2015 г. «АвтоВАЗ» рассчитывает продать в России 325 000–350 000 автомобилей (минус 10–16%), говорил в марте президент концерна Бу Андерссон.

В прошлом году дефицит автомобилей Lada у дилеров не позволил «АвтоВАЗу» в полной мере воспользоваться всплеском спроса, возникшим благодаря возобновлению госпрограммы обновления автопарка (с сентября) и резкой девальвации рубля (в ноябре – декабре). «Дефицит был связан с резким изменением экономической ситуации в стране, что непрогнозируемо повлияло на работу локальных производителей комплектующих», – объясняет представитель «АвтоВАЗа». Некоторые контрагенты завода тогда не смогли быстро перестроиться под увеличившийся заказ от «АвтоВАЗа» или приостановили отгрузку, не договорившись с автозаводом о ценах. Кризис поставщиков, в частности, привел к тому, что «АвтоВАЗ» договорился с «Ростехом», что получит часть производственных активов одного из крупнейших поставщиков – группы ОАТ (входит в «Ростех»).

«АвтоВАЗ»

Автомобильный концерн
Основной владелец – Alliance Rostec Auto B.V. (74,51% уставного капитала). Капитализация – 22,95 млрд руб. Выручка (МСФО, 2014 г.) – 190,7 млрд руб. Чистый убыток – 25,1 млрд руб.

Но не всех дилеров радует устранение дефицита Lada. «Дефицит был сильным психологическим стимулом для покупателей, которые рассуждали так: нет машин в наличии, значит, много желающих их купить, поэтому нужно тоже брать, – говорит один из собеседников «Ведомостей». – Сейчас, когда дефицита уже нет, мы ощущаем резкое падение спроса».

В марте российский авторынок сузился на 42,5%, продажи Lada – на 26%, по оценке АЕБ. В апреле общие продажи машин сократятся примерно на 40%, продажи Lada будут лучше рынка, считает источник в одной из дилерских компаний. Рубль стабилизируется, иномарки, резко подорожавшие из-за девальвации, постепенно дешевеют, а цены на автомобили «АвтоВАЗа» по-прежнему ниже, чем у конкурентов, объясняет он. По его словам, в общении с дилерами руководство завода обещает не увеличивать цены до конца 2015 г. (с начала года они поднимались дважды. – «Ведомости»), если не будет сильных валютных колебаний. «АвтоВАЗ» работает в условиях жесткой конкуренции, но ориентирован на достижение 20%-ной доли рынка, что и определяет ценовую политику бренда», – сказал на это представитель завода.

Другой дилер считает, что «АвтоВАЗ», даже несмотря на более низкие в сравнении с иномарками цены, будет испытывать сильное давление из-за общего падения спроса, пока на рынке не появятся новые модели Lada Vesta (выпуск начнется в сентябре 2015 г.) и Lada Xray (старт – в декабре).