Российские автопроизводители получат льготы на ввоз и сборку автомобилей во Вьетнаме

Рынок здесь растет, к тому же проще поставлять машины в другие страны Азии
Российские автозаводы получат льготы на ввоз и сборку автомобилей во Вьетнаме/ AFP

Вьетнам в течение 10 лет обнулит ввозные пошлины на автомобили из России и других стран Евразийского экономического союза, которые сейчас составляют 17% для грузовиков, 30–40% для автобусов и 50–70% для легковых машин. Это один из пунктов подписанного в пятницу соглашения о создании зоны свободной торговли (ЗСТ). «Рассчитываем, что в осеннюю сессию все страны ратифицируют это соглашение», – приводит «Интерфакс» слова министра по торговле Евразийской экономической комиссии Андрея Слепнева. По его словам, параллельно прорабатывается запуск совместных проектов, в том числе для сборки автомобилей во Вьетнаме: «Рассчитываем, что в этом году договоримся о механизмах сборки».

Россия намерена подписать с Вьетнамом отдельное соглашение по промышленной сборке, уточняет источник «Интерфакса». По его словам, уже есть предварительные договоренности, касающиеся квот беспошлинно поставляемых сборочных машинокомплектов. Российские автопроизводители предлагают обнулить пошлины на ввоз машинокомплектов во Вьетнам сразу после начала действия соглашения, а также ввести на первом этапе квоты для беспошлинного ввоза готовых машин, рассказал «Ведомостям» сотрудник одного из заводов.

Возможность создания сборочного производства во Вьетнаме рассматривают «Камаз», УАЗ (принадлежит «Соллерсу»), ГАЗ, «АвтоВАЗ», перечисляет Слепнев. Производственная площадка в этой стране уже есть у «Камаза» в рамках СП с местной госкомпанией Vinacomin (в нем у российской компании 37%). Сборка ведется в зависимости от наличия крупных контрактов, пока автомобили завозятся. «Соллерс» планирует организовать сборку «УАЗов» во Вьетнаме с местной Vinamotor, выпуск может составлять несколько тысяч штук в год. Группа ГАЗ, по словам ее представителя, ведет переговоры с потенциальными партнерами во Вьетнаме об организации производства и дистрибуции легких коммерческих и среднетоннажных автомобилей ГАЗ, рассматривается также возможность сборки автобусов. Подробности он не раскрыл. Представитель «АвтоВАЗа» на вопросы «Ведомостей» не ответил. Переговоры о сборке во Вьетнаме сейчас не ведутся, компания ждет окончательных условий соглашения о ЗСТ, рассказал человек, близкий к заводу. Ранее министр промышленности и торговли Денис Мантуров говорил, что возможность продажи и сборки во Вьетнаме изучает и акционер «АвтоВАЗа» – Renault: например, кроссовера Duster, выпускаемого на заводе компании в Москве. Площадкой может стать завод Nissan (партнер по альянсу) во Вьетнаме. «Рассматриваем все возможные варианты расширения географии экспорта, в том числе во Вьетнам», – сказал представитель Renault в России, отказавшись от дальнейших комментариев.

Машины российских марок, собираемые во Вьетнаме, планируется поставлять и в другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона, говорит Слепнев. Такой интерес есть, подтверждает человек, близкий к «Камазу»: при локализации в 40% можно будет экспортировать машины беспошлинно. Крупноузловая сборка автомобилей во Вьетнаме может обойтись каждой компании в несколько миллионов долларов, комментирует аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Заводы полного цикла потребуют более $100 млн инвестиций, «но это не перспектива ближайших 2–3 лет – хотя местный рынок растет, но остается небольшим», добавляет он. В 2014 г. продажи легковых автомобилей во Вьетнаме выросли на 33% до 79 806 шт., коммерческих автомобилей – на 46% до 53 782 шт., гласят данные OICA. Для сравнения: в России в прошлом году было продано 2,49 млн легковых и легких коммерческих автомобилей (-10,3%).