Продажи легковых автомобилей стабилизируются

Но работающие уже два месяца программы льготного автокредитования и автолизинга пока не смогли стимулировать рост
Продажи автомобилей стабилизируются на новых низких уровнях, работающие уже два месяца программы льготного автокредитования и автолизинга пока не смогли стимулировать рост/ Д. Абрамов/ Ведомости

Продажи автомобилей за май упали на 37,6% по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. – до 125 801 шт., сообщил вчера Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). За первые пять месяцев года в России было продано 641 933 автомобиля (-37,7% год к году). Но помесячная статистика выглядит более оптимистично: в марте 2015 г. по сравнению с февралем 2015 г. продажи выросли на 9% до 139 850 шт., в апреле и мае они падали на 5% к предыдущему месяцу. Продажи Lada в мае 2015 г. по сравнению с апрелем не изменились (22 857 и 22 859 шт. соответственно), на второе место в мае вернулась Hyundai (13 613 шт. и 13 701 шт. в апреле). Kia опустилась на третье место, продав за месяц 12 355 автомобилей (13 902 – в апреле).

АЕБ считает, что замедление падения рынка говорит об «умеренном возобновлении общей потребительской активности». Это произошло благодаря постепенному снижению банковских ставок и цен на новые автомобили, поддержанных укреплением курса рубля, отметил председатель комитета АЕБ Йорг Шрайбер.

Рынок ожил с апреля во многом благодаря государственным мерам поддержки автопрома – запуску программы субсидирования автокредитов и возобновлению программ трейд-ин и утилизации, соглашается гендиректор «Аларм моторс» (дилер Ford, Kia, Peugeot, SsangYong, Fiat Professional) Роман Слуцкий: «Если в I квартале за потребителя всерьез боролись только две марки – Hyundai и Kia, то с апреля в борьбу включилось около 10 марок, которые нашли в себе силы согласовать со своими штаб-квартирами рыночную позицию относительно России».

С 1 апреля Минпромторг запустил программы льготного автокредитования и автолизинга. По программе льготного автокредитования можно приобрести автомобили любого типа стоимостью до 1 млн руб., ставка кредита не должна превышать ключевую ставку ЦБ на 10 п. п. (сейчас это не более 22,5%). Кредиты будут выдаваться до конца 2015 г. сроком до 36 месяцев. По подсчетам Минпромторга, обе программы позволят продать примерно 216 000 автомобилей. Также правительство продлило программу утилизации на первое полугодие 2015 г.

В январе – мае 2015 г. около 20% автомобилей приобретались в кредит, считает руководитель автомобильной практики PwC Сергей Литвиненко. За два месяца работы программ Минпромторга доля кредитов у некоторых дилеров выросла до 30%, знает эксперт. В пресс-службе Минпромторга заявили, что результаты программы льготного автокредитования будут представлены 10 июня.

Программа субсидирования автокредитов помогла восстановить продажи моделей ценой до 1 млн руб., однако проседает средний ценовой сегмент авторынка и даже некоторые из премиальных брендов, говорит гендиректор компании «Рольф» Татьяна Луковецкая. Расширение действия госпрограммы на автомобили ценой до 1,5 млн руб. могло бы выровнять наметившийся перекос, отмечает она. Минус программы Минпромторга в том, что льготное кредитование не работает для автомобилей 2014 г., считает директор автосалона «Казань» Олег Андреев.

Тем не менее со стартом программы «желание клиентов приобрести автомобиль пересилило желание придержать деньги», констатирует вице-президент по развитию «Кан-авто» (официальный дилер Lada, Hyundai, Kia, Renault и др.) Сергей Чернов. Госпрограмма поддержала рынок и, если сравнивать с 2009–2010 гг., падение не слишком большое, но тенденция все еще негативная, осторожен представитель группы Wagner (дилер Audi, Volkswagen, Skoda) Михаил Подушко.

Продажи в мае 2015 г. стали минимальными для этого месяца за 10 лет: меньше (120 400 шт.) было только в кризисном 2009 году. Май – традиционно низкий сезон для авторынка, говорит президент ассоциации дилеров Renault России Эдуард Маркман, потребители до сих пор не привыкли к новым ценам и не готовы брать кредиты даже по льготным ставкам, поэтому предпосылок для восстановления рынка нет.

Показательным может стать сентябрь, «он поставит некий диагноз рынку», полагает представитель группы компаний «Ключавто» Владимир Вербицкий. Уже к сентябрю ситуация с продажами выправится и рынок может надеяться на некоторый рост, считает гендиректор «Лифан моторс рус» Сунь Цзэцзюнь.

Пока по итогам 2015 г. отраслевой комитет АЕБ ждет падения продаж легковых автомобилей и LCV на 24% до 1,89 млн шт., этот прогноз АЕБ обновит в июле.

В июле правительство может принять решение о дополнительном финансировании поддержки авторынка и продлить существующие меры на вторую половину года, заявил вчера российский министр промышленности и торговли Денис Мантуров.

В подготовке статьи участвовали Владимир Штанов, Александр Воробьев, Полина Гриценко, Денар Сулейманов