BCG: Два года прессинга для авторынка – это много

Эксперты допускают более чем двукратное сокращение продаж автомобилей в России в этом году
Российский рынок легковых автомобилей в этом году может сократиться на 56%/ С. Портер/ Ведомости

Российский рынок легковых автомобилей в этом году может сократиться на 56% до 1,04 млн шт., следует из исследования BCG. Это предусматривает наихудший сценарий. По оптимистическому продажи снизятся на 18% до 1,92 млн шт., базовому – на 27% до 1,71 млн шт.

Для сравнения: исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов прогнозирует снижение рынка в 2015 г. на 30–55%, аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов – на 23–27%, президент «АвтоВАЗа» Бу Андерссон – на 35%.

Продажи легковых автомобилей начали падать в 2013 г., темпы падения с каждым годом усиливаются. Текущий кризис на российском автомобильной рынке, в отличие от тех, что были ранее, оказался затяжным, констатирует соавтор исследования – старший партнер и управляющий директор BCG Николаус Ланг. Усиливается влияние таких макроэкономических факторов, как цена на нефть, валютные курсы, не способствует быстрому выходу из кризиса и политическая ситуация, объясняет собеседник «Ведомостей».

Среди рекомендаций BCG для локализованных производителей – совместная или оптимизированная загрузка мощностей. Это может быть и приглашение импортеров для организации выпуска их транспортных средств, говорит Ланг. Так работает, например, «Автотор». Импортерам BCG, помимо прочего, советует создавать СП с локальными производителями автомобилей. Примеры такого сотрудничества тоже есть – совместные предприятия «Соллерса».

Аналогичная схема может быть применена и в отношении производителей комплектующих, продолжает Ланг: это также позволит поднять качество запасных частей, выйти на новых заказчиков. Проблема качества характерна для российской автокомпонентной отрасли, подчеркивает он. «В беседе с международными производителями я задавал один вопрос: «Вы набираете себе поставщиков. Сколько из 100 компаний настолько надежны, что вы готовы не глядя начать с ними работать? – рассказывает он. – Статистика ответов такая: в Бразилии – это 95, в Китае – 35, в Индии – 25, а в России – только 5».

Глобальные производители автомобилей, работающие в России, заинтересованы в увеличении локализации, которая позволит им защититься, в том числе, от скачков рубля, но на уступки по качеству они не пойдут, подчеркивает Ланг. «У автоконцернов должна быть команда, способная натренировать, поднять качество местных поставщиков, – говорит он. – Другой вариант – пригласить глобального поставщика автокомпонентов в Россию или способствовать созданию с его участием СП с местным производителем автокомпонентов».

По мнению Ланга, экспортировать российские автомобили целесообразно в страны Северной и субэкваториальной Африки, Ближнего Востока. Это растущие, хотя пока и не самые крупные по емкости рынки, к тому же здесь не такая сильная глобальная конкуренция, объясняет он.

В условиях сокращения рынка автозаводы снижают загрузку, сокращают численность сотрудников. На кардинальные меры пошла американская GM, которая к июлю 2015 г. законсервирует свой завод в России, а с 2016 г. прекратит поставки на наш рынок массовых моделей. Основные производители останутся на российском рынке, уверен Ланг. «Россия остается в числе 10 самых крупных автомобильных рынков мира, и многие глобальные автоконцерны уверены, что он вернется к уровню годовых продаж, близких к 3 млн шт.», – объясняет он. В России по-прежнему невысокий уровень автомобилизации: на 1000 человек приходится 295 зарегистрированных автомобилей (в развитых странах Европы – вдвое больше, в США – вовсе 770 шт.).» По прогнозу BCG, российский автомобильный рынок может начать расти уже в 2016 г., а на уровень рекордного для России 2012 г., когда было продано 2,8 млн легковых машин, может выйти в 2019–2020 гг.

«Многое, конечно, будет зависеть от цен на нефть, курса рубля, политической обстановки, – замечает Ланг. – Но, на наш взгляд, есть все предпосылки к улучшению ситуации. Тем более что два года прессинга – это достаточно много».