«ВТБ 24»: в ближайшие два года доля автокредитов расти практически не будет

Она останется на уровне 29–30% при рынке в 1,6–1,8 млн автомобилей
Доля автокредитования в ближайшие два года почти не будет расти/ А. Гордеев/ Ведомости

По итогам 2015 г. доля автомобилей, проданных в кредит, займет 29% при рынке в 1,6 млн шт., рассказал на конференции «Кредитование на автомобильном рынке» директор департамента автобизнеса банка «ВТБ 24» Алексей Токарев. Еще два года назад в кредит продавалось 38% всех новых легковых автомобилей, в 2014 г. – 28%, свидетельствуют данные банка (см. график). При этом Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) настаивает: в прошлом году было продано в кредит свыше 40% легковых автомобилей.

Такой прогноз связан со слабыми результатами I квартала: начало года стало шоком – автокредитование сократилось до небывалых 8–9%, отмечает Токарев. Это, в свою очередь, объясняется выросшими ставками по кредиту из-за пересмотра ключевой ставки ЦБ в конце 2014 г. на 6,5 п. п. до 17%, увеличением стоимости автомобилей и общей неопределенностью в экономике, указывает банкир.

В середине декабря некоторые банки подняли ставки до заградительных 32–35% – кредитование замерло, вспоминает топ-менеджер одного из дилеров. Тогда в кредит машины продавали только кэптивные банки (т. е. принадлежащие автопроизводителям), которые могли сделать выгодные предложения, говорит Дмитрий Белов из ГК «Автоспеццентр». Итог I квартала 2015 г. – доля новых автомобилей, купленных в кредит, составила 20%, признается директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков.

Но уже во II квартале благодаря старту госпрограммы субсидирования ставок по автокредитам, на которую выделено 1,5 млрд руб., ситуация изменилась: в апреле доля кредитных автомобилей достигла 35%, в мае – 38%, добавляет Волков. По данным Минпромторга, с 1 апреля, момента запуска программы, по 21 июня продано 63 212 автомобилей. Для сравнения: в апреле – мае, по данным Ассоциации европейского бизнеса, всего было продано 258 257 машин.

Результат апреля – мая во многом обусловлен действиями государства, стимулирующего покупку автомобилей в кредит, считает Волков. С ним согласны топ-менеджеры двух крупных дилерских центров: сегодня лучше продаются те автомобили, которые можно купить по госпрограмме, и те, что субсидируются производителем. По их словам, нынешние фавориты – Hyundai, Kia и Ford, а также продающийся за наличные премиум-сегмент (BMW, Mercedes-Benz, Audi, Porsche и др.).

Но до сих пор остается много факторов неопределенности, отмечают собеседники «Ведомостей»: покупатели ждут снижения цен, ставок, а некоторые, напротив, новой волны увольнений. Банк России за последние три месяца снизил ключевую ставку до 11,5% с 16 июня против 14% на середину марта. В результате средняя ставка по автокредиту теперь равна примерно 20%, говорят автодилеры.

Если программа субсидирования ставок продлится весь 2015 год, то показатель в 35% по его итогам представляется вполне достижимым, считает Волков. В случае ее прекращения, например, из-за досрочного расхода выделенных денег, а также снижения реальных доходов населения он допускает снижение доли автомобилей в кредит до 25–30%.

Сейчас ситуация выровнялась, признает Токарев, замечая, что и в следующем году она значительно не изменится: на автокредиты придется 30% при общем рынке в 1,8 млн шт.: такие продажи не позволяют наращивать кредитный портфель, сетует он.