В июле автопром Петербурга упал на 40% по сравнению с июнем

Снижение производства связано с окончательной консервацией GM и коллективными отпусками на Nissan и Hyundai
Дешевеющий рубль удорожает автомобили и давит на спрос/ Е. Егоров/ Ведомости

С 1 июля перестал работать завод GM. Nissan останавливал конвейер на три недели – с 11 июля по 2 августа в связи с коллективным отпуском, Hyundai – с 20 июля по 2 августа, отпуск на заводе Toyota прошел с 3 по 17 августа.

Консервация GM и коллективные отпуска на заводах сделали июль худшим месяцем для петербургского автопрома по объему производства начиная с февраля 2011 г., когда заводы выпустили 13 200 машин, говорит гендиректор «Auto-Dealer – СПб» Михаил Чаплыгин. По его словам, уже в августе предприятия выпустят более 20 000 автомобилей: «Доля GM в последние месяцы работы в общем объеме производства машин в Петербурге составляла 5–7%, самый значимый участник рынка – Hyundai, ее доля – более 70%».

Завод Toyota продолжает производить автомобили для рынков России, Казахстана и Республики Беларусь, сообщила его представитель, не уточняя данных. Представитель Nissan сообщил, что компания рассматривает возможность выпуска автомобилей на экспорт, но принятых решений пока нет.

Из-за девальвации рубля с сентября вырастут цены на автомобили, что скажется на спросе и объемах производства, прогнозирует управляющий партнер EURussia Partner Иван Бончев. Как правило, результаты IV квартала выше III квартала, но в этом году они в лучшем случае сравняются, добавляет он.

Влияние девальвации на производство машин зависит от того, как долго рубль будет на нынешнем уровне, считает Чаплыгин. По его словам, если это продлится 1–2 месяца, то в ноябре-декабре заводы уже будут получать комплектующие по цене в рублях выше той, по которой они закупали их в середине года. Падение производства по итогам года составит примерно 25%, прогнозирует он.

Основными зарубежными рынками сбыта российских автомобилей являются страны СНГ, говорит старший аналитик ИК ЛМС Дмитрий Марков: «Ослабление местных валют вслед за рублем ограничивает местный потенциал заводов. В результате динамика экспорта близка к динамике продаж в России: экспорт автомобилей за первое полугодие 2015 г. снизился на 27,6% при падении продаж на российском рынке на 36,4% за аналогичный период».