«Камаз» сократил штат

На новые сокращения рабочих может пойти в 2016 году «АвтоВАЗ»
В целом число сотрудников на основных предприятиях российского автопрома с мая 2014 г. по май 2015 г. сократилось на 10,5%, по оценке «АСМ-холдинга»/ Д. Абрамов/ Ведомости

«Камаз» не планирует массовых сокращений, после того как завершится госпрограмма поддержки рабочих мест, и не будет просить ее продлить, рассказал «Ведомостям» представитель завода Олег Афанасьев. За время действия программы «Камаз» адаптировался к низкому спросу, объяснил Афанасьев.

В программе, которая началась на «Камазе» в апреле и завершится в конце сентября, участвует до 17 000 сотрудников группы: когда конвейер не работает, государство платит им по 800 руб. в день. Если бы не эта поддержка, компании пришлось бы сократить около 8500 человек, говорил ранее Афанасьев. Всего по госпрограмме для «Камаза» было выделено 900 млн руб.

С весны число работников группы снизилось на 2500 человек и без массовых сокращений, рассказал в понедельник Афанасьев, в основном люди уходили по собственному желанию из-за снижения загрузки предприятия и, соответственно, зарплаты. Рынок тяжелых грузовиков в январе – июне по сравнению с таким же периодом 2014 г. сократился на 64%, продажи «Камаза» – на 53%. Часть работников были переведены на аутсорсинг: «Камаз» передавал своим контрагентам, например, производство компонентов с обязательством трудоустройства сотрудников. Был закрыт набор новых сотрудников, перечисляет Афанасьев. При текущих заказах в 2500–3500 грузовиков в месяц численность персонала (35 148 человек на 30 июня) компанию устраивает, подчеркивает представитель «Камаза». В перспективе «легкая» оптимизация продолжится, рассказывает он.

Работают вполсилы

40% такова средняя загрузка российских автозаводов, мощность которых около 3 млн автомобилей в год, подсчитал «Автостат». В 2015 г. они соберут 1,2–1,3 млн автомобилей, прогнозирует агентство.

Новая волна оптимизации может пройти в 2016 г. на «АвтоВАЗе», не исключил в недавнем интервью изданию «Газета.ру» президент компании Бу Андерссон. В январе – июле рынок в России сократился на 35,3%, а продажи Lada упали на 27%, по оценке АЕБ. В 2014 г. штат «АвтоВАЗа» сократился примерно на 20% до 52 000 человек. Сейчас численность сотрудников «АвтоВАЗа» составляет около 50 000 человек, говорит представитель завода. Как может измениться штат «АвтоВАЗа» в 2016 г., неизвестно. Представитель «АвтоВАЗа» не стал это комментировать. Переговоры об оптимизации штата в 2016 г. с профсоюзом еще не велись, сказал председатель официального профсоюза предприятия Сергей Зайцев. Представитель Ford Sollers отметил, что у СП нет планов сокращать людей. Представитель Renault комментировать планы не стал. По его словам, за счет приостановки приема общая численность работников «Рено Россия» (включая завод в Москве) с конца 2014 г. снизилась на 16% до 4183 человек.

В целом число сотрудников на основных предприятиях российского автопрома с мая 2014 г. по май 2015 г. сократилось на 10,5%, по оценке «АСМ-холдинга». Зарплата не самая большая статья затрат автозаводов (как правило, около 20% от общих расходов), но, когда спрос слабый, важна любая оптимизация, комментирует управляющий партнер EURussia Partner Иван Бончев. Оптимальным вариантом он считает вывод персонала на аутсорсинг. У «Камаза» и «АвтоВАЗа» много сопутствующих производств, добавляет Бончев. В иностранных концернах на одного сотрудника может приходиться в несколько раз больше выпускаемых машин, чем на российских заводах, говорит он.

Автозаводы недозагружены, но вряд ли продолжат масштабные сокращения в ближайшей перспективе, считает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Рынок снова начнет расти в конце 2016 г. и нужно к этому быть готовыми, объясняет он. Сотрудников можно задействовать и для развития производства на экспорт – девальвация рубля увеличила привлекательность этого направления плюс сделала рабочую силу в стране одной из самых дешевых в мире, добавляет Удалов.