Honda прекратит поставки в Россию без предзаказа

Дилеры восприняли письмо Honda как уход с российского рынка
  • Мария Кунле,
  • Полина Гриценко,
  • Сергей Смирнов,
  • Елена Виноградова
  • / Ведомости

В четверг Honda Motor Rus, российское представительство японской компании, разослало дилерам письмо, в котором сообщало о прекращении поставок в Россию автомобилей, мотоциклов и силовой техники, сообщили «Ведомостям» два крупных российских дилера. Российское представительство сосредоточится на поставках запчастей и сервисе, говорится в письме. Дилеры восприняли это как уход компании с российского рынка.

Honda не уходит из России, с дилерами обсуждается переход на схему предварительного заказа автомобилей, чтобы с учетом экономической волатильности дать возможность дилеру самому определить, сколько машин необходимо, говорит старший руководитель продаж Honda Motor Rus Михаил Плотников. Это подразумевает предоплату, расчеты будут вестись через Японию, а не российское представительство, Honda Motor Rus продолжит осуществлять поддержку, связанную с завозом, растаможкой, работой автосервисов, поддержкой бренда, рассказал он. По его словам, переход планируется в следующем году, предположительно, со II квартала, сейчас ведутся переговоры с дилерами.

"Если у компании не будет в России дистрибутора, обеспечивающего поставки автомобилей и занимающегося продвижением бренда, можно говорить об ее уходе с рынка, – сказал «Ведомостям» топ-менеджер крупной автоторговой компании, – в этом случае заявление о переходе на новую схему поставок, при которой дилеры смогут закупать машины напрямую в Японии, – не более чем вежливый японский способ сказать «до свидания». Точно так же никто не мешает сейчас дилерам поставлять из Европы в Россию автомобили ранее ушедших из страны брендов – Opel и Seat, но без дистрибутора это невыгодно, так как нет конкурентоспособного ценообразования, рекламной и логистической поддержки".

Завоевывая экспортные рынки, Honda Motor делала ставку на Северную Америку, следом – на Китай. Западная Европа и Россия оставались на периферии интереса японской компании. У Honda семь заводов в США, выпускающих автомобили, двигатели и комплектующие (совокупная мощность автозаводов – 1,270 млн машин в год) и по одному заводу в Канаде и Мексике. В Западной Европе у Honda один автозавод – в Великобритании, выпускающий модели CR-V, Civic, Jazz (мощность – 250 000 в год), плюс завод в Турции мощностью 50 000 машин, где собираются Civic.

Все автомобили, продающиеся в России, Honda Motor импортирует, например, Honda CR-V – из Великобритании и США, Acura MDX – из США. Дешевеющий рубль делает цены на эти автомобили все менее привлекательными. В результате, по данным АЕВ, за январь – июль продажи Honda сократились на 78% до 2742 единиц. Рынок в целом за тот же период упал на 35,3% до 1,411 млн.

У Honda Motor Rus 32 дилера в России, говорится на сайте компании, из них шесть – в Москве. Дилер Honda «Флайт Авто», возможно, продолжит сотрудничать по новой схеме, говорит директор по рекламе и маркетингу Галина Нахатович: Honda продолжит в России осуществлять поддержку клиентов, возможно, мы будем дилером с функцией импортера. Изменения в схеме продаж – к лучшему: мы сможем сами определять набор наиболее ликвидных моделей, говорит начальник отдела продаж «Аояма моторс» Сергей Жуков.

Honda никогда не рассматривала Россию как ключевой рынок, она продавала здесь немного машин по высокой цене, так как не считала нужным предлагать интересные цены, как это делают другие бренды, поэтому вполне логично, что на падающем рынке компании стало невыгодно поставлять сюда автомобили, рассуждает вице-президент РОАД, член совета директоров «Блок Роско» Олег Мосеев. Скорее всего, в такой ситуации Honda превратится в нишевый бренд, которым будут заниматься несколько дилерских центров на страну, массово работать с маркой будет невыгодно, продолжает он.