Покупатели российских машин за рубежом могут получить льготы
Росэксимбанк и группа ГАЗ работают над программой льготного автокредитования для поддержки экспорта машин
Российский экспортно-импортный банк (Росэксимбанк, контролируется ВЭБом) вместе с группой ГАЗ разрабатывают механизм льготного кредитования покупателей автомобилей группы за рубежом, рассказал «Ведомостям» председатель правления банка Дмитрий Голованов и подтвердил представитель «Русских машин» (объединяет машиностроительные активы «Базового элемента»). На первом этапе программа будет запущена в Казахстане и Белоруссии. Здесь спрос на выпущенные в России машины «традиционно высок, поэтому реализация проекта именно в этих странах логична и наиболее перспективна», объясняет представитель Росэксимбанка. Программа поддержит экспорт группы ГАЗ, сделав машины «более доступными для конечного потребителя», говорит представитель «Русских машин». По его словам, в ней смогут участвовать все модели, однако основные продажи ожидаются в сегменте LCV/LDT. Запуск программы планируется на октябрь-ноябрь, говорит Голованов.
Параметры программы еще не утверждены. В России, например, бюджет компенсирует банкам часть процентной ставки; причем машина должна быть не дороже 1 млн руб. В 2015 г. по госпрограмме было продано 137 874 автомобиля (по данным Минпромторга) при общих продажах легковых машин и LCV 1, 05 млн шт. (по данным АЕБ).
«Разрабатываемый совместно с ГАЗом механизм льготного автокредитования возможен в рамках недавно запущенной в банке программы поддержки высокотехнологичного экспорта», – говорит представитель Росэксимбанка. Для программы автокредитования возможна следующая схема: Росэксимбанк будет предоставлять банкам-партнерам кредитные линии (1–3 % в валюте), а те, в свою очередь, будут выдавать розничные кредиты по льготной ставке (ее размер непонятен), рассказал Голованов. Автопроизводители, по его словам, могут улучшить цену отгрузки.
Экспорт растет
Сейчас идут переговоры с банками-партнерами в странах СНГ, говорит Голованов. А вот максимальная цена машин еще не определена. Скорее всего, она будет выше, чем в России, чтобы охватить грузовики и большие автобусы, ведь задача программы – поддержка экспорта, считает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Но все будет зависеть от бюджета программы, замечает он. В России на программу в 2015 г. выделено 1,5 млрд руб. (обязательства бюджета до 2019 г. – около 18 млрд руб.).
«Мы не исключаем заинтересованности со стороны других автопроизводителей, таких как, например, «Камаз» или УАЗ», – пояснил представитель банка. «Мы находимся на стадии переговоров с Росэксимбанком», – подтвердил представитель «Соллерса» (владеет УАЗом). Интерес проявляют «Камаз» и «АвтоВАЗ», говорят люди, близкие к заводам. Их представители на вопросы не ответили. «Пока не взаимодействуем с Росэксимбанком, но планируем рассмотреть эту возможность», – сказал представитель «ПСМА Рус» (выпускает в Калуге автомобили Peugeot, Citroen, Mitsubishi).
Страны Евразийского экономического союза (прежде всего Казахстан) – основной экспортный рынок для российских автозаводов благодаря близости, емкости и беспошлинному режиму, напоминает Удалов. К примеру, у Ульяновского автозавода на Казахстан и Белоруссию приходится почти 90% зарубежных поставок. «Мы рассчитываем сохранять нашу долю продаж в данные страны, чему, безусловно, должна способствовать программа льготного кредитования», – говорит представитель «Соллерса».
Программа не только поддержит экспорт (см. врез на www.vedomosti.ru), но и увеличит продажи местных официальных дилеров, которые сильно сократились в 2015 г. из-за ослабления рубля, считает Удалов: жителям этих стран было выгодно приезжать за машинами в Россию. В первом полугодии в Казахстане официальными дилерами было продано 39 684 легковых автомобиля (по данным АКАБ), а зарегистрировано 82 460 шт., по оценке «Автостата».
Если программа окажется востребованной в Казахстане и Белоруссии, то будут рассмотрены и страны дальнего зарубежья, говорит представитель Росэксимбанка. Среди других мер господдержки, на которые рассчитывают российские автопроизводители, – субсидирование части логистических расходов и затрат на зарубежных рынках, в том числе на сертификацию, указывает человек, близкий к одному из автозаводов.
