Госпрограмма льготного автолизинга завершается досрочно

Предназначенные для нее бюджетные средства закончились на три месяца раньше
Производители грузовиков надеются на новые субсидии из бюджета/ А. Махонин/ Ведомости

Деньги, предназначенные для финансирования госпрограммы льготного автолизинга, закончились, сообщили «Ведомостям» сотрудники двух лизинговых компаний и сотрудники двух автозаводов. Официально программа еще не приостановлена, но на прошлой неделе Минпромторг попросил лизинговые компании завершить прием заявок, говорят собеседники. Это, например, уже сделали в «Европлане», «Сбербанк лизинге», Carcade, сообщили сотрудники их call-центров. Представители компаний это не комментируют. Не принимает с понедельника заявки по госпрограмме льготного автолизинга и компания «Камаз лизинг». «Мы выбрали выделенную нам квоту», – пояснил представитель группы «Камаз».

Представитель Минпромторга на вопросы «Ведомостей» вчера не ответил.

Госпрограмма льготного автолизинга стоимостью 2,5 млрд руб. была запущена весной 2015 г. Это одна из мер поддержки спроса на падающем российском автомобильном рынке наряду с программами льготного автокредитования (выделено 1,5 млрд руб.), обновления парка (выделено 15 млрд руб., ожидается еще 5 млрд руб.), которые, как планируется, будут действовать до конца года. Программа льготного автолизинга оказалась настолько популярной, что уже летом Минпромторг дополнительно запросил 1 млрд руб. Деньги пока не поступили: лизинговые компании предоставляли предусмотренную госпрограммой скидку на авансовый платеж (10% от стоимости машины, но не более 500 000 руб.) за свой счет – в расчете на последующую компенсацию этих расходов, говорят собеседники «Ведомостей».

На финишной прямой

Группа ГАЗ досрочно выбрала квоту по госпрограмме обновления парка и приостановила прием новых заявок, говорил в сентябре президент группы Вадим Сорокин. Близок к этому «АвтоВАЗ», сказал вчера источник «Ведомостей» на заводе. «Камаз» выбрал лимит по уже выделенной сумме (15 млрд руб.) и сейчас предоставляет скидки по этой программе за свой счет, рассчитывая получить субсидии в рамках ожидаемых 5 млрд руб., говорит сотрудник предприятия.

«Камаз» надеется на продолжение программы льготного автолизинга, сообщил его представитель: «Программа доказала свою эффективность – по ней продавалось около 80% техники «Камаза», реализуемой по схеме лизинга». «По нашим оценкам, 75–80% всех автолизинговых сделок, заключенных летом 2015 г. в России, прошло именно по льготной госпрограмме, – говорит и гендиректор компании Carcade Алексей Смирнов. – Кроме того, программа способствует популяризации лизинга как способа приобретения автомобиля». По его данным, доля лизинга (и финансового, и оперативного) в продажах легковых автомобилей и LCV на начало III квартала составила примерно 7,5%, тогда как годом ранее балансировала на уровне 3,5–4%.

При запуске программы предполагалось стимулировать продажу около 16 000 машин разных типов. С учетом дополнительного 1 млрд руб. – более 22 000 шт., следует из данных Минпромторга. По состоянию на конец августа было продано 18 874 шт.

«Программа льготного автолизинга – хороший пример успешных действий правительства в рамках антикризисного плана», – констатирует исполняющий обязанности гендиректора «Сбербанк лизинга» Кирилл Царев. Программа выгодна и лизинговым компаниям, и автозаводам, и покупателям, и бюджету, подчеркивает сотрудник одного из автоконцернов. По его словам, для продолжения программы в 2015 г. компании просят Минпромторг найти еще 2–2,5 млрд руб. Также обсуждается возможность продолжения программы в 2016 г. Запрашиваемая сумма меньше, чем в 2015 г. (размер он не уточнил), но это связано с идеей исключения из данной программы легковых автомобилей, замечает источник «Ведомостей». В этом году из 3,5 млрд руб., предусмотренных программой автолизинга, на легковые машины пришлось 2,5 млрд руб., приводит данные собеседник «Ведомостей». Лизинг – одна из основных схем продажи коммерческих автомобилей, а для производителей легковых автомобилей больше подходит госпрограмма льготного автокредитования, которую можно расширить, объясняет он.

Ситуация на автомобильном рынке остается напряженной, когда наступит перелом – по-прежнему непонятно, комментирует аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. В этой ситуации правительство скорее всего пойдет на продолжение госпрограмм поддержки спроса, тем более что они бюджетоэффективные, считает он.