Pinarello Dogma F8: Шоссейный секс

Пытаемся передать, что чувствует любитель в седле велосипеда, на котором выигрывали главные профессиональные гонки
Те, кто придумали этот велосипед, наверное, крутили в голове девиз «Скажем нет круглому!»/ Е. Разумный/ Ведомости

К концу велосипедного сезона мы осмелели настолько, что взяли на тест профессиональный гоночный велосипед, и не простой, а Pinarello Dogma F8 – тот самый, на котором в этом году Крис Фрум выиграл Tour de France, а его партнер по команде Sky Ричи Порт – многодневки Париж - Ницца и Тур Каталонии.

Dogma F8 пришла на смену знаменитой модели Dogma 65.1 – бестселлера итальянской марки, на котором были одержаны победы в более чем 100 гонках Мирового тура, включая два Tour de France. Для создания новой Dogma свои усилия объединили конструкторы Pinarello, инженеры автомобильной марки Jaguar (англичане, в частности, предоставили свой аэродинамический тоннель) и гонщики Sky (делившиеся своей экспертизой). И в результате на свет появилась Dogma F8 – по сравнению с Dogma 65.1 велосипед на 12% более жесткий, на 47% более эффективный по аэродинамическим характеристикам и на 120 г более легкий (вес побывавшего у нас на тесте Dogma F8 с механической трансмиссией Shimano Dura-Ace II – 6,55 кг без педалей).

Александр Губский

Заместитель главного редактора
Рост 180 см
Ездит на велосипеде Focus Black Forest 27R

Шоссейный секс

Отдавать Dogma F8 следующему в очереди тестеру не хотел никто – каждый мечтал еще хоть на день продлить себе радость от обладания супервелосипедом. И дело, конечно, не в звучном имени, а в том, как этот Pinarello едет.

Главное удивление для непрофессионала, когда он оказывается в седле Dogma F8 (а точнее, когда он с него слезает), – показанный результат. Кажется, что ты ехал на Pinarello как на любом другом шоссейнике – с той же скоростью, затрачивал столько же сил. Ан нет, ты ехал значительно быстрее. Я в седле Dogma F8 побил свои московские рекорды и средней скорости, и максималки – 25,1 и 59,8 км/ч.

Мне не хватает словарного запаса, чтобы описать удовольствие от управления Pinarello Dogma F8 – я чувствую себя как чукотский оленевод из бородатого анекдота, который впервые поехал в Москву и попробовал там апельсин. По возвращении домой его начали пытать земляки, на что похож вкус апельсина? "Это как оленина? Это как строганина?" – "Нет, это как <…>".

Но мой шоссейный секс не закончился оргазмом – испытать не удовольствие, но восторг мне помешали автомобилисты. И московские власти. Мой 22-километровый путь проходил от Балаклавского проспекта в Крылатское, к дилеру Pinarello: отличный новый асфальт, выделенная для общественного транспорта полоса почти по всей протяженности маршрута… Я двигался согласно правилам дорожного движения – по правой части выделенной полосы. Но и там было совсем небезопасно: меня несколько раз чуть не сбили лихачи на частных машинах, в нарушение ПДД резко выскакивавшие на выделенку, чтобы объехать образовавшийся впереди затор, а в правое зеркало наши автомобилисты, двигающиеся в правом ряду, в принципе не смотрят – после двух «дорожных» велосезонов в Москве могу заявлять это ответственно. Один из таких «гонщиков» почти притер меня к бордюру, а впереди по ходу моего движения оказалась ливневая решетка – карбоновые колеса Dogma F8 вряд ли выдержали бы попадания туда. К счастью, я успел затормозить и даже выщелкнуть стопу из контактной педали. (Дилер, которому я поведал эту историю, сказал: "Надо было перепрыгивать – на таких велосипедах прыгают". Но мало подпрыгнуть – надо еще и приземлиться. Я не осмелился.)

И вот так я ехал – не работал в седле, а летел, но смотрел по сторонам и клял московские власти: это же сколько денег спалили на повсеместную замену бордюрного камня, а если бы их малую часть потратить на то, чтобы обозначить велодорожки на выделенных полосах? Сколько бы велосипедистов сказали спасибо, сколько бы жизней и нервов спасли, сколько бы новых людей пересели на велосипеды, поняв, что добираться на них быстрее, веселее и здоровее, чем на личных машинах или общественном транспорте! Озираясь по сторонам, я говорил себе, что ездить по московским шоссе на шоссейнике небезопасно и глупо, как на горных лыжах в тумане, – удовольствия ноль. Но теперь, когда я переоделся в цивильное и пишу эти строки, я понимаю: да, небезопасно, но удовольствия – бездна. Потому и тянет и в седло, и в горы. Как поет Михаил Калинкин: «Но кто средь ста падений хоть раз познал полет / От одеял и лени он на гору уйдет».

Сергей Смирнов

Старший веб-редактор
Рост 180 см
Ездит на самосборе на раме Surley Ogre, самосборе на раме «Старт-Шоссе», самосборе Specialized Globe Vienna

Горки перестают существовать

Когда пересаживаешься с обычного велосипеда на шоссейник, ощущение, что сменил лыжи на коньки. Когда пересаживаешься с обычного шоссейника на Pinarello Dogma F8, понимаешь, что коньки тебе достались шарнирные беговые и сняты прямо с Павла Кулижникова.

Dogma F8 – это, безусловно, бескомпромиссный спортивный аппарат, благородная чистота форм которого не несет и не требует лишнего. Здесь не просто каплевидные трубы, подседельник и плоские спицы: конструкторы скрыли задний тормоз в воздушной тени рамы, а перья вилки разнесли шире, чтобы еще немного снизить сопротивление воздуха. Менее очевидный, но намного более важный секрет – выкладку слоев углеткани для рамы – Pinarello, естественно, не раскрывает. Но результат налицо: верхнюю трубу несложно промять пальцами с боков, но каретка сдвигается вбок едва ли на миллиметр, даже если сильно нажать на одну педаль.

В итоге получился велосипед, который в любой момент способен дать больше. Это ощущение трудно передать, но оно всегда есть, и оно – главное, что характеризует Dogma F8. В любых условиях и на любой передаче можно активно разгоняться, и при этом велосипед донесет до дороги все усилия, до капли. А скромные московские горки вообще перестают существовать.

И самое удивительное: гоночный велосипед - на узкой 25-миллиметровой резине, с почти бумажной толщины седлом - комфортен! Я специально осторожно проехался на нем по булыжнику и вынужденно на большой скорости – по отфрезированному асфальту. Могу сказать, что теперь буду меньше жалеть участников «булыжной» велогонки Париж - Рубе: гнать можно. Попавший к нам на тест до этого очень хороший шоссер Scott Solace 10 был жестче на неровностях и заставлял притормаживать даже перед выпуклой разметкой. На Dogma F8 таких неровностей не замечаешь. Но геометрия велосипеда явно заточена под нижний хват, разница в управляемости с верхним хватом, пожалуй, самая большая из протестированных нами шоссейников.

Резюмируя: велосипед для чемпиона мира – это не то, что мне нужно или доступно. Все-таки я предпочитаю дороги без покрытия и байк, который при случае увезет 40-килограммовый рюкзак. Но за то, что такие шедевры есть, – спасибо Pinarello.

Борис Басс

Системный администратор
Рост 179 см
Ездит на велосипедах Pinarello FPTeam и Cannondale Trail SL 3

Нужно больше тренироваться

Как только я купил свой шоссейник FPTeam и немножко узнал про фирму Pinarello, у меня появилась мечта прокатиться на Dogma F8. И вот она сбылась. Велосипед выглядит бесподобно, как космический аппарат.

Машин на дороге было немного – прекрасная возможность разогнаться. Ощущения непередаваемые! Да, автомобили обгоняют, но они-то несутся километров 80-90 в час!

Когда мне наперерез выехала Adui и остановилась, пришлось резко тормозить. Скрежет раздался такой, что водитель с испугом посмотрел на меня и поскорее уехал. Тормоза очень сильные, по ощущениям не хуже дисковых, а то и лучше. У Dogma F8 карбоновые диски и обод с насечками, поэтому когда резиновые тормозные колодки прикасаются к колесу, раздается довольно сильный скрип. Резина по карбону, да еще с насечками повышает коэффициент трения, это нам рассказывал еще преподаватель по композиционным материалам в вузе.

Рама шоссейного велосипеда сконструирована иначе, чем у горного. И помимо прочего это дает такой эффект: когда нажимаешь на ручку переднего тормоза, велосипед не пытается выбросить тебя из седла и перекинуть через руль. А это, в свою очередь, снижает аварийность.

Назад из редакции я поехал по проспекту Мира, хорошо разогнался с горки, потом в тоннель. На выезде на эстакаду в гору скорость упала. И тут меня обгоняет человек в форме Tinkoff Saxo, да так быстро, что марку его велосипеда я не успел разглядеть. Как так, у меня же Dogma F8! Во мне сразу проснулся дух соревнования, и я придавил на педали, немного сократил расстояние, но потом он стал постепенно от меня удаляться, пока не скрылся за автобусом. И я понял, что мне нужно больше тренироваться.

Раду Модырка

Программист
Рост 182 см
Ездит на велосипеде Trek 6000 и электрогибриде Eltreco Ultra GL

Велосипед под девизом «Скажем нет круглому!»

Написать про велосипед, в котором превосходно все, задача непростая. Шоссейные велосипеды в принципе дорогое удовольствие, а Dogma F8 так вообще для "бездонных карманов". Катаясь на нем, я ощущал себя на чужом празднике жизни, так и не смог заставить себя забыть про цену. Я боялся упасть, поцарапать, стукнуть его на загруженных дорогах и поэтому ездил довольно спокойно. Этот велосипед ускоряется моментально даже при такой осторожной езде. Почти на всех топовых велосипедах сейчас устанавливается трансмиссия Shimano. Dogma не исключение, и тут Shimano работает превосходно. Тормоза хоть и клещевые, но схватывают железно, только больно громко. Видимо, тоже намекают на то, что Dogma создана для гонок, а не для пробок. Свисту способствует "пупырчатая" поверхность колеса Fulcum Racing. Я подозреваю, что именно колеса и создают это ощущение моментального ускорения. А их непривычная, асимметрическая конструкция приковывает взгляд.

После изобретения карбона дизайнеры и инженеры, вдохновленные, видимо, Массимилианом Фуксасом, отрываются по полной, изобретая нестандартные формы. Великий мэтр как-то грозился убить на месте любого кретина, который позволит себе спросить, какой формы будет его проект. Те, кто придумали этот велосипед, наверное, крутили в голове девиз "Скажем нет круглому!". Кроме колес, конечно. На все остальные детали девиз точно сработал. Очень понравился руль MOst TALON 1K. Его верхняя часть повторяет форму сжатой в кулак руки - и за счет этого очень удобно и приятно держаться. Вынос руля удлиненный, заставляет вытягиваться сильнее. Чуть сложно лично для меня, хочется укоротить. Хотя благодаря такой посадке даже при торможении только передним колесом велосипед остается стабильным и не пытается сбросить наездника. Видимо, именно такие формы сильно улучшают аэродинамику. И тут самое время браться за учебники по физике, чтобы понять, как это влияет на движение велосипеда и сопротивление воздуха. Но это потом, сейчас лучше крутить педали, пока есть возможность.

А звук тормозов все-таки надо послушать.

Технические характеристики Pinarello Dogma F8
Рама DOGMA F8 T11001K Carbon
Вилка ONDA F8 Carbon
Шатуны Shimano Dura-Ace 11s
Каретка ItalianBB Shimano
Передний переключатель Shimano Dura-Ace 11s
Задний переключатель Shimano Dura-Ace 11s
Кассета Shimano Dura-Ace 11s
Цепь Shimano Dura-Ace 11s
Ручки переключения/тормоза Shimano Dura-Ace 11s
Тормоза Shimano Dura-Ace
Рулевая колонка ONDA 1'1/8-1'1/2 Интегрированная
Вынос MOst TIGER ULTRA 3K
Руль MOst JAGUAR XC
Обмотка Pinarello CORK BARTAPE
Колеса Mavic KSYRIUM SLE
Резина Mavic YKSION PRO (25 мм)
Подседельный штырь DOGMA
Седло MOst Catopuma
Вес 6,55 кг (без педалей)
Количество скоростей 2x11
Розничная цена 670 800 рублей