Производители коммерческой техники ждут стабилизации спроса в 2016 году

Господдержка и обновление модельного ряда должны помочь им пережить кризисный год
В условиях экономического спада грузоперевозчики вынуждены снижать расходы на обновление автомобильного парка/ Е. Разумный/ Ведомости

В России с этой недели возобновился прием заявок в рамках госпрограммы льготного автолизинга. На ее продолжение правительство обещает выделить 1,5 млрд руб. – таким образом, общая стоимость программы, по которой уже продано около 27 000 автомобилей всех типов, составит 5 млрд руб. Но если раньше госпрограмма распространялась на все типы машин, то с октября – только на автобусы, легкие коммерческие и грузовые автомобили. Как поясняется в сообщении Минпромторга, это сделано «в целях повышения эффективности расходования средств федерального бюджета». Государство компенсирует лизинговым компаниям скидку при авансовом платеже – 10% от стоимости автомобиля, но не более 500 000 руб.

Рынок коммерческой техники наиболее чувствителен к ситуации в экономике страны, напоминает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Первым в 2015 г. объявил о приостановке производства именно производитель грузовиков – калужский завод Volvo Group. Для оптимизации складских запасов потребовалось более полугода – выпуск возобновился с октября. А главный конвейер «Камаза» из-за падения спроса в июне работал всего семь дней, в июле – девять.

Об этой же проблеме говорит и начальник отдела логистических операций DPD в России Дмитрий Воеводин: «В 2015 г. многие транспортные компании приостановили замену транспорта на новый и расширение собственного автопарка. Большинство компаний идет по пути оптимизации расходов на перевозки. Также грузовладельцы довольно сильно пытаются снизить тарифы на перевозки, что делает малорентабельным или убыточным использование нового, более дорогого транспорта, стоимость которого имеет привязку к доллару или евро». Именно поэтому рынок продажи импортной грузовой техники не развивается, в то время как отечественные производители показывают свою конкурентоспособность, указывает Воеводин.

Госпрограмма льготного автолизинга – одна из мер поддержки продолжающего сокращаться спроса на российском автомобильном рынке. Особенно сильно упали продажи грузовиков: по итогам восьми месяцев 2015 г. – на 45,4% до 32 400 шт., подсчитал «Автостат». Рынок легких коммерческих автомобилей сократился на 31,3% до 58 400 шт. Продажи лидеров в этих сегментах – «Камаза» и ГАЗа – упали на 42,1 и 32,5% соответственно, по данным агентства. Снижение спроса связано с общей макроэкономической ситуацией, высокой стоимостью кредитов, низкими инвестиционными ожиданиями бизнеса, нестабильностью валютного курса, перечисляет представитель группы ГАЗ.

Меньше обновляют

Затяжное падение продаж на российском рынке, продолжающееся с 2013 г., вынуждает родственных производителей объединять производственные мощности. Так уже поступили «Камаз» и Daimler, завершив в 2015 г. объединение СП по выпуску грузовиков Mercedes-Benz и Fuso. А выпуск грузовиков Scania в Санкт-Петербурге будет перенесен на расположенный рядом завод «МАН трак энд бас продакшн рус», совместный выпуск начнется в 2016 г.

Усложняет жизнь производителям коммерческой техники то, что много грузовиков и покупателей уходят на вторичный рынок, отмечает Беспалов.

Убыток не объехать

Этот год «Камаз» может закончить с 3,6 млрд руб. чистого убытка по МСФО (против 211 млн руб. чистой прибыли в 2014 г.) при выручке в 97,7 млрд руб., сообщала компания. Основные причины, по словам представителя завода, – падение спроса на российском рынке, а также рост цен на комплектующие: некоторые компоненты из-за девальвации рубля подорожали вдвое. Группа ГАЗ прогноз своих финансовых результатов по итогам 2015 г. не дает.

«Компании приостановили обновление автопарка. Увеличившееся число акций от производителей и дилеров тоже не спасает ситуацию. Рынок заполнен предложениями о продаже подержанных автомобилей, но и на них спрос остается на низком уровне», – подтверждает гендиректор FM Logistic в России Кристоф Менивар.

«В связи с кризисными явлениями политика обновления корпоративного автопарка во многих компаниях претерпела изменения», – говорит гендиректор лизинговой компании «Трансфин-М» Дмитрий Зотов. Компании или вовсе отказываются от обновления автопарка (продление срока службы), или идут на изменение класса приобретаемых автомобилей или изменение грузоподъемности, отмечает он. «Причины, естественно, в первую очередь денежные – снижение свободного денежного потока, уменьшение количества заказов либо же более проактивное, опережающее сокращение издержек», – поясняет Зотов.

«Наша компания планирует провести обновление транспортного парка LCV российского производства на такие же российские автомобили, но новые и современные», – сообщил директор департамента логистической компании «Молком» Тимур Ратников.

«В 2015 г. из-за значительного повышения курса евро и подорожания импортных автомобилей наша компания обратила внимание на рынок российских производителей», – рассказал гендиректор «Авто-ПЭК» (транспортный парк логистической компании «ПЭК») Дмитрий Иевлев. Цены на отечественный автопром тоже поднялись, но не так существенно, объясняет он. «Если ранее мы покупали итальянские среднетоннажные автомобили Iveco, то сейчас они выросли в цене более чем в 2 раза. В этом сегменте мы отдали предпочтение «Газелям», – говорит Иевлев. – В 2015 г. мы продолжили покупать японские Isuzu, которые участвуют в программе господдержки, так как собираются в Ульяновске. У этого производителя представлена сильная линейка 6-, 7- и 10-тонных автомобилей. ГАЗ сейчас начинает выпускать что-то подобное, в массовое производство уже запущен автомобиль «ГАЗон Next», но нужно время на обкатку, чтобы он показал свою надежность». В сегменте крупнотоннажных автомобилей компания решила опробовать новый «Камаз» (с компонентами Daimler), закупив пару тягачей, продолжает Иевлев. «Но мы понимаем, что нужно еще несколько лет на отладку производства и обеспечение сервисных центров, – замечает он. – Пока в России есть проблемы именно сервисного характера, а нам важно получать качественный ремонт практически по всей территории России – от Москвы до Владивостока. Полного импортозамещения у нас в компании не произошло, как и в прошлом году – мы закупили новые грузовые автомобили Scania, которые оправдывают свои качество и цену».

Scania в кризис на российском рынке как раз делает ставку на увеличение доступности сервисного обслуживания (см. интервью гендиректора «Скания-Русь» Ханса Тарделля на стр. В4–В5).

Стратегия группы ГАЗ помимо развития сервиса направлена на расширение и диверсификацию выпускаемой продукции, говорит представитель компании: «Полностью сохраняя модельный ряд в низком ценовом сегменте, где компания традиционно занимает лидирующее положение, группа ГАЗ активно развивает производство и продажи автомобилей нового поколения» (подробнее о новинках группы см. статью «Выставка для своих» на стр. В6–В7).

Когда рынок грузоперевозок начнет расти, грузовладельцы из-за сокращения своего автопарка и отказа от его обновления «придут к тому, что придется повышать тарифы на перевозки, так как столкнутся с дефицитом автотранспорта», предупреждает Менивар.

Без господдержки не обойтись

«Мы рассчитываем, что в 2016 г. рынок стабилизируется на уровне 2015 г., – говорит представитель группы ГАЗ. – Однако точный прогноз дать трудно, все будет зависеть от макроэкономических и политических факторов».

По мнению Тарделля, российский рынок может нащупать дно в начале 2016 г.

Директор подразделения Fiat Professional в России Валентино Мунно считает, что российский рынок LCV в этом году сократится на 25%, а в 2016 г., скорее всего, останется на уровне 2015 г. Рост может возобновиться во второй половине следующего года.

На возобновление роста рынка в конце 2016 г. надеется и вице-президент «Мерседес-Бенц рус» Сорен Хезе.

По оценке Беспалова, в 2016 г. российский рынок коммерческих автомобилей будет на уровне 2015 г., а если будет рост, то в пределах 5%. «Но пока особых признаков восстановления рынка нет, поэтому крайне желательна поддержка автопрома со стороны государства», – подчеркивает он.

В числе текущих основных мер поддержки отрасли и рынка коммерческой техники помимо упомянутого льготного автолизинга – госпрограмма обновления парка, субсидирование закупок органами власти газомоторной техники и проч. С учетом господдержки общее производство автомобилей в России по итогам 2015 г. сократится на 24% до 1,44 млн шт., а без нее упало бы на 37% до 1,19 млн шт., подсчитал Минпромторг.

«Любые госпрограммы по поддержке спроса на коммерческие автомобили для нас очень актуальны и дают ощутимую выгоду и пользу по цене или условиям работы, – комментирует Иевлев из ПЭК. – Благодаря господдержке мы смогли купить часть автомобилей фактически по докризисным ценам».

«Эффективность госпрограмм мы оцениваем скорее положительно», – замечает и Ратников из «Молкома».

«Желание государства поддержать рынок коммерческих автомобилей, несомненно, правильное, – комментирует Менивар из FM Logistic. – Но нужно учитывать, что в год грузовик проходит в среднем 100 000 км, а это для российского авто уже достаточно критично. Сильно возрастают расходы на ремонт, не говоря уже об отсутствии комфорта. В данном случае перевозчик предпочитает взять пятилетнюю иномарку, чем новый коммерческий автомобиль российского производства».

Зотов из «Трансфин-М» предлагает рассмотреть возможность расширения программ господдержки – например, субсидировать процентную ставку, а не только аванс, «так как в связи с девальвацией рубля, санкциями и экономическим кризисом повысилась стоимость автомобилей и выросла стоимость заемного финансирования».

Экспортная подушка безопасности

Российским автозаводам важно развивать экспорт, уверен Беспалов. Зарубежные поставки снижают валютные риски и минимизируют негативный эффект от волатильности российского рынка, поясняет он.

Основные экспортные рынки российских производителей – это рынки СНГ, а они привязаны к ситуации в России. Девальвация рубля сделала выгодным экспорт в страны дальнего зарубежья, но быстрого эффекта ждать не стоит – потребуются годы и дополнительные инвестиции для выстраивания на новых рынках полноценной системы продаж и сервиса, указывает Беспалов.

«Развитие экспорта сегодня является одним из приоритетов группы ГАЗ, – замечает представитель компании. – Помимо продаж в Турции, на Балканах, еще в некоторых зарубежных странах мы активно ведем переговоры о развитии продаж более чем в 30 странах мира, а в некоторых случаях – и об организации крупноузловой сборки». Поможет экспорту и сотрудничество с торговым домом Itochu и с компанией Isuzu, соглашение с которыми группа ГАЗ подписала в сентябре. «Рассматривается возможность как совместной разработки автомобилей в соответствии со специфическими требованиями ряда экспортных рынков, так и развитие продаж через торговую сеть Itochu, которая включает 130 филиалов в 65 странах мира», – говорит представитель ГАЗа. По его данным, в первом полугодии 2015 г. выручка группы от продаж машин в странах дальнего зарубежья увеличилась на 17% до 3,4 млрд руб.

У «Камаза» по итогам первого полугодия 2015 г. поставки за рубеж выросли на 2,6% до 2256 шт. – как раз за счет стран дальнего зарубежья (они увеличились почти в 3 раза, в то время как поставки в страны СНГ сократились примерно на четверть), куда стало выгодно поставлять машины на фоне девальвации рубля. По итогам года «Камаз» рассчитывает увеличить экспорт примерно на 10%, говорил гендиректор компании Сергей Когогин. Группа ГАЗ может увеличить экспорт еще больше – почти на 50% (25 000 машин всех типов), в том числе благодаря росту поставок в страны Европы, прогнозировал владелец группы Олег Дерипаска.

При экспорте автопроизводители тоже рассчитывают на поддержку государства. Среди обсуждаемых мер – компенсация части логистических расходов, затрат на сертификацию экспортной продукции, помощь в снижении ввозных пошлин, включая создание зон свободной торговли.