Иностранные автоконцерны просят не увеличивать утилизационный сбор

Это ударит по бизнесу импортеров и местных заводов, не имеющих соглашения о промсборке
Утилизационный сбор на автомобили был введен в России одновременно со вступлением страны в ВТО в 2012 г. и снижением ввозных пошлин на машины/ А. Гордеев/ Ведомости

Индексация негативно скажется на бизнесе компаний, в продажах которых велика доля импорта, а также тех, кто собирает в России машины, но, не имея соглашений о промсборке автомобилей, не получает промышленные субсидии: российские заводы Volvo Group, Scania, MAN и др., говорят сотрудники двух автоконцернов.

Автоконцерны попросили российское правительство не проводить в следующем году 65%-ную индексацию утилизационного сбора на автомобили, рассказали «Ведомостям» сотрудники двух автоконцернов. По их словам, письмо такого содержания отправила Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). Представитель АЕБ не стал это комментировать. Представители правительства, Минпромторга, Минфина на вопросы не ответили. В Минэкономразвития такое письмо не поступало, сказал его представитель.

Утилизационный сбор на автомобили был введен в России одновременно со вступлением страны в ВТО в 2012 г. и снижением ввозных пошлин на машины. Базовая ставка для легковых автомобилей – 20 000 руб., для грузовиков и автобусов – 150 000 руб. Первоначально сбор платили лишь импортеры, а местные заводы могли взять обязательства по утилизации. Это вызвало критику со стороны Евросоюза. В итоге сбор с 2014 г. платят все, но локальные производители получают промышленные субсидии, размеры которых сопоставимы со сборами. В этом году Минпромторг предложил индексировать сбор на 65% с 1 января 2016 г. «При ослаблении рубля сильно изменилась сумма взимаемого сбора, так как она привязана была к рублю, а не к валюте», – передавал «Интерфакс» слова министра промышленности и торговли Дениса Мантурова.

Свобода выбора

Volvo Group Trucks, по словам ее представителя, также выступает за предоставление права выбора производителям колесных транспортных средств: обеспечивать самостоятельную утилизацию отходов либо уплачивать утилизационный сбор. Об этом же говорится и в письме АЕБ, сообщают источники «Ведомостей».

«Volvo Group Trucks Россия» «не видит необходимости» в 65%-ной индексации утилизационного сбора с 2016 г., сказал представитель компании. Он напомнил, что правительство летом решило ввести мораторий до 1 января 2019 г. в отношении неналоговых платежей предпринимателей и организаций. К тому же в условиях падения рынка «любое дополнительное повышение нагрузки на бизнес крайне негативно сказывается на автопроизводителях и неизбежно приведет к увеличению стоимости готовой продукции», добавил представитель Volvo Group Trucks.

Продажи легковых автомобилей и LCV в России по итогам 10 месяцев 2015 г. упали на 33,6% (по данным АЕБ), грузовиков – на 43,5% (по оценке «Автостата»).

«Категорически против» индексации и Scania, говорит ее представитель: «Считаем данный шаг ничем не обоснованным и вызывающе несвоевременным на фоне продолжающегося падения рынка грузовой техники». Он считает, что «резкое повышение утилизационного сбора станет новым ударом для рынка и надолго отложит его восстановление».

Представители других автозаводов не ответили на вопросы «Ведомостей» или отказались от комментариев.

Шансы убедить чиновников отказаться от повышения сбора минимальны, считают два собеседника «Ведомостей». Индексация еще не утверждена правительством, но принципиальное решение принято, поясняют они. Увеличение сбора на 65% учтено и в проекте федерального бюджета на 2016 г. Примерно на столько же планируется увеличить и промышленные субсидии.

Вопрос может быть отложен – острой необходимости в повышении сбора сейчас нет, замечает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов: «Сбор, по сути, – защитная мера от импорта». Но импорт и без того сильно упал, добавляет он. Ввоз легковых машин в Россию в январе – сентябре 2015 г. упал в 2 раза, грузовиков – почти в 4 раза, автобусов – почти в 10 раз, следует из отчета «АСМ-холдинга».