На «АвтоВАЗе» с 15 февраля перейдут на неполную рабочую неделю

Такую же антикризисную меру используют или собираются использовать некоторые другие автопроизводители
Рабочие «АвтоВАЗа» в 2016 г. будут трудиться меньше, зато не попадут под сокращение/ Д. Абрамов/ Ведомости

С 15 февраля 2016 г. на полгода на «АвтоВАЗе» вместо пятидневки вводится четырехдневная рабочая неделя, приказ подписан, рассказал человек, близкий к компании, и подтвердил представитель автоконцерна. Это касается всех сотрудников, включая топ-менеджеров. Сокращенная неделя – часть антикризисной программы по снижению издержек на фоне сокращения спроса на автомобили в России, пояснил представитель.

В ноябре (по сравнению с ноябрем 2014 г.) продажи легковых автомобилей и LCV в России упали на 42,7% – это самое сильное падение с начала года, сообщила АЕБ во вторник. Продажи Lada сократились меньше, но тоже существенно – на 29%. По итогам года «АвтоВАЗ» ожидает снижения собственных продаж на 28% до 280 000 шт. Прогнозы по рынку в 2016 г. пессимистичные, в лучшем случае он останется на уровне 2015 г., замечает представитель «АвтоВАЗа». За 10 месяцев 2015 г. «АвтоВАЗ» произвел почти 307 000 автомобилей под брендами Lada, Renault, Nissan, Datsun, следует из отчета «АСМ-холдинга». По сравнению с январем – октябрем 2014 г. выпуск сократился на 12,5%.

Избежать падения

Правительство на этой неделе обсудит ситуацию в автопроме, сообщил в среду вице-премьер Аркадий Дворкович: «Мы не можем допустить дальнейшего снижения производства автомобилей. У нас ориентир – хотя бы зафиксироваться на достигнутом уровне» (цитата по «Интерфаксу»). Производство легковых автомобилей в январе – октябре снизилось на 23,2%. Государство продолжит в 2016 г. все основные меры поддержки и даже может увеличить финансирование с 43 млрд до 50 млрд руб., говорил он ранее.

Затраты на оплату труда на «АвтоВАЗе» составляют около 10% себестоимости, или около 13 млрд руб., по данным квартального отчета. Расходы на зарплату снизятся примерно на 20%, но не обязательно, что в таком режиме завод будет работать все шесть месяцев – всё будет зависеть от спроса, комментируют два человека, близких к «АвтоВАЗу». Компания рассчитывает, что в 2016 г. (см. врез) будет продолжена госпрограмма поддержки занятости: на эти цели в 2015 г. для нужд «АвтоВАЗа» было выделено 150 млн руб., замечает один из собеседников «Ведомостей».

В 2014 г. численность работников автозавода снизилась примерно на 20% до 52 000 человек, в этом году, по разным оценкам, на 8–13% до 45 000–48 000 человек. Недавно гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов раскритиковал кадровую политику президента автоконцерна Бу Андерссона, сказав, что оптимизировать численность нужно аккуратнее. Это произошло за несколько дней до совета директоров, на котором были одобрены новые антикризисные меры, включая четырехдневную рабочую неделю. «Основная задача антикризисных мер – финансовое оздоровление», – подчеркивает представитель «Ростеха». Введение сокращенной недели позволит сохранить основной коллектив, в этот период законодательно запрещены сокращения, напоминает он.

«АвтоВАЗ»

Производитель автомобилей
Основной владелец – Alliance Rostec Auto B.V., владеет 74,51% капитала (50% минус 1 акция принадлежит Renault, 32,87% – госкорпорации «Ростех», 17,13% – Nissan). Капитализация – 19,3 млрд руб. Выручка (МСФО, 9 месяцев 2015 г.) – 131,2 млрд руб. Чистый убыток – 15,8 млрд руб.

Неполная рабочая неделя – компромиссное решение, соглашается аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов, это позволяет предприятию и экономить, и сохранять персонал – на случай возобновления роста спроса.

«Камаз» работает в обычном режиме, но укороченная неделя может быть использована в 2016 г. – в случае сокращения заказов, говорит его представитель. Это эффективнее, чем снижение числа рабочих смен, добавляет он. В ноябре о переходе на четырехдневную рабочую неделю с 1 февраля по 31 июля 2016 г. сообщал «ПСМА рус» «в целях реализации мероприятий по выполнению годового плана производства автомобилей на 2016 г., предотвращения массового увольнения работников» (сейчас – пятидневная рабочая неделя). Nissan предупреждал, что с весны 2016 г. на заводе в Санкт-Петербурге вводится одна рабочая смена вместо двух, что повлечет сокращение около 500 рабочих мест. «Мы планируем стабильно работать в три смены пять дней в неделю. У нас никаких изменений или сокращений не планируется», – сообщил представитель «Хендэ мотор мануфактуринг рус». Представитель Renault не стал комментировать планы компании, лишь заметил, что сейчас действует обычный режим.