Lexus RX: Путь к гармонии

Почему мы подходим к одной машине, а едем на другой
Дизайнер Ген Икеда превратил Lexus RX, некогда скучноватую машину-авоську для поездок по семейным надобностям, в новаторский артобъект/ Г. Анисимов / Ведомости

Забавно, но «Япония» вроде бы как не случайно легко рифмуется в русском со словом «гармония». Исторически Япония началась с государства Ямато, название которого записывалось иероглифом «великая гармония». Слово это, сейчас наименование одной из префектур, до сих пор остается поэтическим топонимом всей страны.

Как назвали лодку, так она и плывет. Все в Японии подчинено идее достижения гармонии – с природой, с духовным началом, ну и, конечно, с техникой. Перфекционизм японских дизайнеров и инженеров, их стремление к благообразию и благозвучию прекрасно ощущаются в новом, четвертом поколении Lexus RX всеми органами чувств даже на другом, западном конце Евразии, в Лиссабоне (что, впрочем, находится практически на полдороге к основному рынку Lexus – США).

Новый RX гармоничен во всем, кроме одного. Его единственный диссонанс – несоответствие внешности и внутреннего содержания. Дизайнер Ген Икеда превратил скучноватую машину-авоську для поездок по семейным надобностям в новаторский и даже космический артобъект – эдакого робота-трансформера, слегка оплавленного при прохождении плотных слоев атмосферы. При этом художник умудрился еще и мастерски вписать в передок автобота гипертрофированную хромированную наковальню – радиаторную решетку, форму которой в компании предпочитают называть «веретеном». «Парящая», визуально оторванная от задних стоек крыша в некоторых ракурсах действительно выглядит фантастически красиво.

Но внутрь созданного дизайнером манга-шедевра его, похоже, просто не пустили: дали пару раз мазнуть стилусом по обшивкам дверей, а потом отвлекли коробкой DVD со Sky Girls и выпроводили из студии восвояси. Поэтому салон RX получился довольно прямолинейным и даже более консервативным, чем у прежней версии кроссовера. При этом он чудо как хорош (во всяком случае, в версии luxury, которая была на тесте): уютен по духу, удобен по эргономике, во всем комфортен, с чрезвычайно мягкими, пусть и плосковатыми, передними креслами (в версии F-sport, которую нам не удалось попробовать, стоят другие, как говорят, намного более «хваткие»). Все это инкрустировано дорогим шпоном с лазерными просечками, нежнейшей кожей и не менее нежным пластиком, который на торпеде даже прострочен настоящей ниткой (выглядит отделка как кожа, но для детали, находящейся постоянно под солнечными лучами, будет служить много дольше натуральной кожи). Весь салон в целом и любая деталь в отдельности качественные, добротные и сделанные с любовью в технике и к ее пользователю. Панель и кнопки управления микроклиматом своей квадратной основательностью и качеством пластика отсылают к легендарной Nakamichi Dragon из 80-х.

По объему и ощущениям салон RX уже просторный, но еще не огромный. Заднее сиденье далеко отодвинуто от передних, а система электропривода делает операцию складывания и возвращения спинок в вертикальное положение забавной игрой. Дверь просторного багажника открывается также играючи, т. е. бесконтактно, причем неординарным образом – имея при себе ключ, надо подержать руку или локоть возле шильдика Lexus и дождаться одобрительного писка системы, означающего начало движения двери.

Напрасно напоминает о прошлом, пожалуй, только джойстик-табакерка для перемещения курсора по большому, но не реагирующему на прикосновения пальцев экрану мультимедийной системы. Главный инженер модели Такаюки Кацуда говорит, что компания уже применила тачпад на NX, но RX рассчитан на лояльную аудиторию, которой джойстик по-прежнему нравится. Это подтвердил мой коллега, владелец Lexus, который без напряжения гонял курсор по экрану. Мне тоже удалось после некоторой тренировки изъявить свою волю системе, но после планшетов и прочих тачскринов такое управление, а главное, необходимая для него логика организации меню, показались несколько нерациональными. Вот индивидуальные кнопки для множества повседневных функций вроде вентиляции-обогрева сидений, зуммирования экрана и раздельного сброса счетчиков вызывают только положительные эмоции, избавляя от необходимости лазить по меню настроек машины.

То есть салон RX идеологически сделан по-другому, будто его создатель отмахнулся от авангардной внешности, заявив, что, мол, Lexus – машина по жизни солидная, от добра добра не ищут, а лучшее – враг хорошего. Но получается, что смотрим и подходим мы к одной машине, а едем совсем на другой. И движение этой машины вполне гармонизирует с салоном. Кроссовер довольно вальяжен и ровно настолько валок, сколь ожидаешь, разместившись на такой высоте от дороги. Энергоемкость и комфорт подвески отличные даже на низкопрофильных шинах 235/55 R20 – она без отрыжки «проглатывает» крупные ямы и легко вылизывает мелкие и многочисленные изъяны португальских дорог. Руль поначалу кажется слишком американским, т. е. ватным, но по факту отлично справляется и со скоростными поворотами и с маневрированием в городе. В режиме Sport он становится уже тугим, но ровно настолько, чтобы не утомлять водителя. Кресла, пусть и плосковаты, но поддерживают опорные плоскости тела бережно, как пуховые перины.

Популярный премиум

RX – самая массовая модель Lexus – 30% от всех продаж марки, с момента появления модели в 1998 г. в мире продано 2,2 млн шт. Как неудивительно, тут вполне соответствует мировой тенденции и Россия. Если в 2015 г. Lexus продаст в России столько же, сколько в прошлом году, – 19 150 машин (к чему он сейчас уверенно идет), то продажи RX – 6690 шт. – составят добрую треть от них. План компании на 2016 г. для России оптимистический – 7000 шт.

В движении гибридная версия 450h очень похожа на электромобиль – мгновенной ровной и мощной тягой при нажатии на педаль акселератора, гарантированным ускорением при любой разрешенной правилами скорости. Разве что гибрид не очень явно тормозит мотором при отпущенной педали газа. Если бы не бензиновый мотор, взрыкивающий по не всегда очевидному для водителя алгоритму где-то под ватным покрывалом капота, трудно догадаться о смешанной природе движущей силы машины.

Турбированный же мотор версии 200t кажется совершенно мертвым до 2000 об./мин. Но электроника силового агрегата так ловко подбирает передачи в «автомате», особенно в режимах Sport и Sport+, что обороты мотора на ходу никогда не опускаются ниже «уровня жизни». Где-то до 2750 оборотов мотор тянет сравнительно вяло, а затем из улитки турбины выскакивает бешеный монстр, готовый на любые дорожные безумства. Причем такое поведение на дороге обойдется сравнительно недорого – всего лишь в 12–14 л (по данным бортового компьютера) бензина Аи-98 (по данным наклейки на лючке бензобака) на каждые 100 км безумств. При этом мотор очень покладистый, а дополнительно к его характеру помогают приспособиться те же настройки режимов, число которых варьируется от комплектации. Из них только Eco совершенно безвольный и кисельный, но вдобавок и коварный – включается нажатием на шайбу (остальные режимы – ее поворотом), которая расположена справа от подлокотника водителя: несколько раз машина была обнаружена "обезволенной" после манипуляций пассажира с джойстиком-табакеркой.

Ни один из опробованных моторов не напрягал слуха пассажиров машины подробностями своей работы. Салон RX по-премиальному тихий, и даже электростеклоподъемники поражают степенью бесшумности своего функционирования. Отдельный дифирамб, точнее – алаверды, стоит спеть музыкальной системе Mark Levinson, ублажившей наши слуховые рецепторы чистой и достоверной звуковой картиной с бархатными басами и особенно поразившей умением воспроизводить настоящее стерео, как оно записано на носителе, а не синтезировать объемный коллаж-призрак с размытыми акцентами.

Вот навигация RX оказалась болтливой и своенравной. Она предупреждала задолго и по нескольку раз о приближении поворота, но не сообщала, что пора крутить руль – приходилось больше следить по центральному экрану или по проекционному дисплею на лобовом стекле. Разок она увела нас с маршрута на несколько километров в сторону, а потом развернула назад – мы заподозрили, что она хотела нам показать что-то примечательное, но так и не поняли что. В противовес ей с наилучшей стороны зарекомендовала себя система кругового обзора, прошедшая «проверку боем» на кривой узкой улочке безвестного португальского поселка, забитой не способными разъехаться в двух направлениях автомобилями. Включившийся на экране «вид сверху» сразу отменил для напарника необходимость выходить из машины для руководства маневрами в очень ограниченном пространстве.

За время сравнительно короткого знакомства на трассах и дорожках вокруг Лиссабона новый RX показал себя как чрезвычайно комфортный и удобный в повседневном использовании автомобиль. Что же до несоответствия внешности содержанию, то хорошо известна и почитаема идеология японской инженерии «кайдзен» – не совершать резких изменений, не отказываться от уже существующего, постепенно улучшать технику со всех сторон, доводя до совершенства. Возможно, в следующем поколении внутреннее содержание машины нагонит по экстравагантности внешнюю оболочку, и тогда для RX наступит полнейшая гармония.

Технические характеристики Lexus RX*

450h luxury 200t AWD luxury
Тип кузова, число дверей, мест универсал, 5/5
Длина/ширина/высота/колесная база, мм 4890/ 1895/ 1705/ 2790 4890/ 1895/ 1710/ 2790
Тип двигателя, число цилиндров, расположение гибридный: бензиновый V6 и два электромотора бензиновый с турбонаддувом, I4, впереди поперечно
Объем двигателя, куб. см 3456 (V6) 1998
Мощность, л. с./об. в мин. 313 (суммарная), 263/ 6000 (V6) 238/ 4800-5600
Максимальный крутящий момент, Нм/об. в мин. 335/ 4600 350/ 1650-4000
Коробка передач бесступенчатая автоматическая 6-ступенчатая автоматическая
Привод подключаемый полный
Снаряженная масса, кг 2175-2285 2035-2145
Полная разрешенная масса, кг 2715 2575
Максимальная скорость, км/ч 200 200
Разгон до 100 км/ч, с 7,7 9,5
Расход топлива в смешанном цикле, л/100 км 5,3 7,9
Объем багажника/максимальный, л 539/1612 553/1626
Клиренс, мм 195 200
Объем топливного бака, л 65 72
Топливо бензин Аи-95 бензин Аи-95
Стоимость модели, млн руб. от 4,35 (версия Exclusive) от 3,455