Минэкономразвития предлагает изменить порядок режима промсборки в автопроме

Новый подход поможет компаниям выполнить требования по локализации производства
Минэкономразвития предлагает на год отсрочить достижение 50%-ной локализации/ Е. Егоров/ Ведомости

Минэкономразвития предлагает на год отложить достижение 50%-ного уровня локализации производства автоконцернами, работающими по соглашениям о промсборке (см. врез). Это следует из проекта приказа, опубликованного на regulation.gov.ru. По текущим условиям автоконцерны должны достичь этого показателя не позже четвертого календарного года со дня вступления в силу дополнительных соглашений.

Кроме того, министерство предлагает изменить расчет самой локализации. Формула остается прежней (построена на отношении стоимости импортируемых деталей к стоимости проданной продукции – чем выше расходы на импорт, тем ниже уровень локализации), однако, по мнению Минэкономразвития, нужно учитывать стоимость не только реализованных машин, но и хранящихся на складе.

Проект приказа находится на межведомственном согласовании, планируемый срок принятия изменений – I квартал 2016 г., пояснил представитель Минэкономразвития. Помимо этого министерства приказ должны подписать также Минфин и Минпромторг. Их представители на вопросы «Ведомостей» не ответили.

Предлагаемые Минэкономразвития изменения позволят «значительно увеличить реальный показатель уровня локализации», «дадут возможность юридическим лицам исполнить взятые в соответствии с соглашением о промышленной сборке на себя обязательства», говорится в пояснительной записке к проекту приказа.

Если при текущем подходе у компании получается, к примеру, 40%-ный уровень, то в случае утверждения предложений министерства этот показатель может увеличиться до 45%, подсчитал сотрудник одного из автоконцернов (при условии, что на складах на конец отчетного периода хранились автомобили на месяц продаж). Ранее некоторые иностранные автоконцерны, построившие в России автозаводы, прежде всего группа Volkswagen, просили чиновников нивелировать негативный эффект от девальвации рубля: ведь с падением рубля падает и показатель локализации. По итогам 2014 г. претензий по «новым соглашениям» ни к кому не было, а вот по итогам 2015 г. из-за девальвации проблемы возникнуть могут, замечает сотрудник одного из автоконцернов.

Четыре соглашения

Соглашения о новой промсборке подписывались вплоть до 2011 г. Они дают возможность автоконцернам ввозить комплектующие по льготным ставкам (0–5%) при условии увеличения мощностей в России до 300 000 –350 000 машин в год, создания производства двигателей и/или коробок передач, достижения 60%-ной локализации. Такие обязательства взяли на себя участники многостороннего соглашения Renault-Nissan-«АвтоВАЗ»-ОАГ-«Камаз»-Daimler, СП Ford Sollers, Volkswagen и General Motors (в 2015 г. фактически ушла из России).

«Слабый рубль – это вызов для нас. Все думали, что этот кошмар закончится в прошлом году, но российская валюта продолжает дешеветь, – сказал недавно гендиректор Volkswagen Group Rus Маркус Озегович в интервью телеканалу «Россия 24». – С новым обменным курсом мы все еще локализируем прежние объемы мощностей».

Первоначально обсуждалась идея внесения в формулу расчета локализации корректирующего коэффициента, который снизил бы влияние скачков валюты на уровень локализации. Вопрос остается в подвешенном состоянии: против этого выступил альянс Renault-Nissan-«АвтоВАЗ»-ОАГ-«Камаз»-Daimler, говорит источник «Ведомостей», близкий к консорциуму. По его мнению, в формуле не следует учитывать складские запасы.

«АвтоВАЗ» приветствует усилия правительства по поддержке автопрома – как с точки зрения бизнеса, так и продаж – и видит их эффективность», – уверяет представитель компании. «С нами обсуждались возможные изменения, но не опубликованный проект», – сказал представитель Renault. По его мнению, «это поможет только тем компаниям, у кого низкий уровень локализации». Достигнутый показатель уровня локализации для участников многостороннего соглашения – 68% за 2014 г.

«Мы выполнили целевые показатели по локализации за 2014 и 2015 гг. (40 и 45% соответственно). Наши дальнейшие планы по постепенному повышению этой доли остаются неизменными, так как подобная стратегия позволяет добиться стабильности бизнеса в долгосрочной перспективе», – сказал представитель Ford Sollers.

«Основания для этих изменений нам понятны. Но в этой ситуации меняется баланс конкурентных условий, так как при смягчении условий промсборки предприятия с глубокой степенью локализации берут на себя большую нагрузку», – сказала вице-президент группы ГАЗ Елена Матвеева.

Невыполнение или риск невыполнения требований по локализации связаны не с самими компаниями, а с изменением валютных курсов, комментирует аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Поэтому чиновники и идут навстречу, замечает он. К тому же Россия заинтересована в продолжении работы с крупными инвесторами, подчеркивает эксперт.