Автопроизводители собираются просить о новых механизмах поддержки

Совещание о развитии автопрома премьер Дмитрий Медведев проведет в пятницу на «АвтоВАЗе»
Автопроизводители хотят обсудить с премьером Дмитрием Медведевым меры поддержки/ Екатерина Штукина / ТАСС

«Я хочу съездить, посмотреть, как дела на «АвтоВАЗе», заодно поговорю там с автомобилистами, буквально послезавтра», – сообщил в среду Медведев (цитата по www.government.ru). Планируется обсудить ситуацию на рынке, который продолжает сокращаться (в 2015 г. продажи автомобилей в России упали на 35%), и меры господдержки, поясняют сотрудники трех автоконцернов.

В этом году правительство продлило основные программы стимулирования спроса на автомобили (обновление парка, льготный автолизинг, льготное автокредитование) – на это будет потрачено почти 40 млрд руб. Около 5 млрд руб. будет выделено на компенсацию части логистических затрат при экспорте. Чиновники надеются, что в этом году господдержка позволит сохранить производство автомобилей на уровне 2015 г.

Готовят предложения и сами автоконцерны. «АвтоВАЗ» скорее всего будет говорить помимо прочего о господдержке при оптимизации численности, считает сотрудник одного из автоконцернов (представитель завода на вопросы не ответил). В октябре 2015 г. (более свежих данных нет) на предприятиях автомобилестроения трудилось 176 422 человека – почти на 9% меньше, чем годом ранее, по данным «АСМ-холдинга». В 2016 г. рынок сократится меньше, чем в 2015 г., поэтому в этом году оптимизация численности может составить 3–5%, считает аналитик «Метрополя» Андрей Рожков.

Машин будет больше

500 легковых автомобилей на 1000 человек – таков потенциал России, по оценке «Автостата». Сегодняшний уровень автомобилизации – 284. Этот показатель должен ежегодно расти на 3–5%

Группа ГАЗ, по словам ее вице-президента Елены Матвеевой, попросит продлить в 2016 г. программу временной занятости с акцентом на дообучение персонала, а не переобучение ушедших (уходящих) людей. Важно сохранить финансирование программы субсидирования части процентных выплат по инвесткредитам, продолжает она: предполагаемых средств (7,2 млрд руб. – «Ведомости») и так недостаточно. Основной темой совещания будет долгосрочное развитие автопрома, сообщили сотрудники четырех автоконцернов. Президент Владимир Путин поручил подготовить к 1 марта 2016 г. стратегию развития отрасли, рассчитанную до 2025 г. К марту скорее всего будут готовы основные положения документа, а финальная версия появится летом, говорят источники «Ведомостей». Стратегия до 2020 г., разработанная в 2010 г., хоть и корректировалась, сильно устарела. По ней рынок должен достичь около 4 млн автомобилей (включая 3,5 млн легковых), напоминают собеседники «Ведомостей». А по базовому прогнозу PwC, к примеру, в 2020 г. в России будет продано 2,4 млн легковых машин. Скорректировать нужно прежде всего прогноз рынка – от этого зависит в том числе, как определить требуемую господдержку и проч., объясняет один из собеседников «Ведомостей». По мнению Матвеевой, правильнее сделать акцент на технологические критерии, которые показывают, какой транспорт требуется, с какими параметрами безопасности, экологии, системами контроля.

Нужно разработать меры, которые сохранят режим, схожий с промсборкой, например за счет субсидий, считает один из источников. Подобный механизм будет работать в последние годы действия соглашений о промсборке (2018–2020 гг.), так как по условиям ВТО Россия обязана отменить льготные таможенные пошлины. Главное, чтобы новый механизм стимулировал повышение локализации, считает Матвеева.