Российский авторынок может упасть к минимуму 2005 года

По прогнозу PwC в 2016 году в России будет продано 1,1-1,2 млн новых машин
Российский авторынок может упасть к минимуму 2005 года/ А. Гордеев/ Ведомости

PricewaterhouseCoopers (PwC) прогнозирует сокращение российского авторынка в 2016 г. до 1,1 млн автомобилей при базовом сценарии и до 1,2 млн при оптимистичном (в основе данных регистрация машин). Это соответственно на 14% и 10% меньше показателей 2015 г. Таким образом рынок достигнет минимума с 2005 г., с которого PwC ведет подсчеты. В 2015 г. продажи новых легковых автомобилей снизились на 45% до 1,3 млн штук, подсчитали аналитики PwC.

Сильнее всего сократятся продажи новых импортных автомобилей - на 20% по базовому сценарию до 250 000 машин, иномарок российского производства будет реализовано на 14% меньше - 610 000, автомобилей отечественных брендов — на 7%, или 240 000 штук.

Прежний, ноябрьский, прогноз PwC предполагал сохранение в 2016 г. продаж на уровне 2015 г. - 1,3 млн штук по базовому сценарию, 1,4 млн — по оптимистичному. В конце года макроэкономическая ситуация в России ухудшилась, объяснил причины пересмотра прогноза партнер практики PwC в России Олег Малышев. В текущий прогноз на 2016 г. PwC в базовом сценарии заложена цена на нефть на уровне $40 за баррель, в оптимистическом - $43.

В начале 2015 г. PwC прогнозировал, что восстановление рынка до уровня 2012 г. начнется не раньше, чем к 2019 г. по оптимистическому сценарию, затем к концу года изменил прогноз, отложив восстановление до 2022 г. Новый прогноз подтверждает эту динамику, но темпы роста будут более быстрыми из-за глубины падения 2016 г., следует из презентации PwC.

«Автомир» в одном из своих сценариев на 2016 г. оценивает продажи в 1,1-1,3 млн автомобилей, говорит коммерческий директор Дмитрий Щучко. Российский рынок не может потребить меньше 1,35 млн автомобилей в год, это абсолютный минимум продаж, необходимый, чтобы обеспечить выполнение существующих функций по перевозке, не согласен президент «Фаворит моторс» Владимир Попов. Оптимистичный сценарий компании, по его словам, предполагает сохранение уровня 2015 г. - 1,5-1,6 млн проданных автомобилей. Динамика цен на машины еще не отыграла падения курса рубля: цены будут расти, при этом несмотря на господдержку у потребителей нет уверенности и желания брать машины в кредит, объясняет Щучко возможное углубление падения. По его словам, некоторые модели могут уйти с рынка: ввозить их импортерам станет невыгодно.

По прогнозу Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ, использует данные о продажах от автопроизводителей) российский рынок легковых и легких коммерческих автомобилей по итогам 2015 г. составил 1,6 млн машин, сократившись на 35,7%. В 2016 г. он упадет еще на 4,7%, сообщала ранее АЕБ, - до 1,53 млн.