Дилеры стали терять клиентов автосервиса, машины которых уходят с гарантии

Сервис – основной источник дохода для автодилеров
Все меньше клиентов приезжают на сервис, а техобслуживание – основной источник дохода для дилеров/ М. Стулов/ Ведомости

В этом году дилерские центры могут лишиться половины своей загрузки сервиса», – цитирует «Интерфакс» вице-президента ассоциации «Российские автодилеры» Вячеслава Жигалова. По его оценкам, сейчас три четверти прибыли дилерам обеспечивает сервис, а продажи автомобилей прибыли уже практически не приносят.

Уменьшение числа клиентов сервисных центров официальных дилеров связано с сокращением парка гарантийных автомобилей, объясняет старший менеджер практики по оказанию консультационных услуг компаниям автомобильной отрасли PwC в России Виктория Синичкина: после того как у автомобилей заканчивается трехлетний гарантийный период, большая часть владельцев перестает их обслуживать у официальных дилеров. Поток новых гарантийных машин не способен заместить выбывающие, так как автомобилей каждый год продается все меньше. На обслуживании автомобилей со вторичного рынка (по итогам 2015 г. по объему в денежном выражении вторичный рынок впервые превысил первичный) дилеры также много заработать не могут – большинство этих машин уходят в неофициальные сервисы.

Источники дохода дилеров поменялись местами после 2008 г., до середины которого дилеры до 60–70% валовой прибыли получали от продажи новых автомобилей, а после – от сервиса, сообщал тогда президент ассоциации «Российские автодилеры» Дмитрий Гулин. Для дилерского предприятия, находящегося на рынке более семи лет, доходы от услуг автосервиса и продажи запчастей составляют в среднем не менее 70%, 4–5 лет назад на сервис приходилась половина доходов, оценивает гендиректор «Аларм-моторс» Роман Слуцкий.

В 2015 г. на сервис и продажу запчастей у «Рольфа» приходилось 14,9% в структуре выручки и почти 50% в структуре прибыли, говорит директор дилерского центра «Mitsubishi Рольф сити» Владимир Мирошников.

У «Автомира» за ноябрь 2015 г. – январь 2016 г. доля сервиса в доходах – 34,5%, годом ранее – 28,8%. Сейчас клиенты автосервиса – те, кто покупал автомобили 1,5–2 года назад, а это период, когда продажи автомобилей начали снижаться, это отражается на падении спроса на услуги техобслуживания, говорит директор по продажам ГК «Автоспеццентр» Александр Зиновьев. Сейчас, по его словам, в структуре прибыли «Автоспеццентра» сервис дает 40–60% в зависимости от бренда. Сказывается стремление потребителей оптимизировать свои расходы, услуги автосервиса – одна из статей их сокращения, говорит Зиновьев. Отток клиентов в группе наблюдается с 2015 г. и эта тенденция продолжится, уверен он.

Более ощутим отток стал с осени 2015 г., говорит председатель совета директоров «Транстехсервиса» (ТТС) Вячеслав Зубарев. Автовладельцы начали экономить: меньше эксплуатируют машину, стремятся провести ремонт своими силами, лишний раз не пойти в сервис, говорит он. Сейчас у ТТС на автосервис в доходах приходится две трети, в начале 2015 г. – половина. Доходы от продажи автомобилей упали сильнее, чем доходы от сервиса, объясняет он.

Маржа по техобслуживанию у автодилеров составляла от 25%, но в кризис снижается: стоимость труда не выросла, но цена на импортируемые запчасти из-за ослабления рубля существенно повысилась, указывает Синичкина. Дилеры стараются повышать цены на услуги по автосервису по минимуму, добавляет она. За счет увеличения стоимости запчастей – с начала 2015 г. на 15% – маржа по услугам автосервиса осталась на том же уровне, говорит Зиновьев. За период с ноября 2015 г. по январь 2016 г. к аналогичному периоду годом ранее относительное снижение доходности сервиса – 7%, указывает начальник экспертно-аналитического управления «Автомира» Артем Зябин. По его словам, доходность продаж автомобилей упала сильнее, но это связано с резким скачком курсов валют в конце 2014 г. – начале 2015 г., что привело к ажиотажному спросу и сокращению объемов продаж, сейчас она находится на нормальном уровне – 4–5%.