Функции президента «АвтоВАЗа» поделят

Акционеры хотят сменить не только руководителя предприятия, но и систему управления

Акционеры «АвтоВАЗа» хотят поменять не только президента завода, но и систему управления, рассказал «Ведомостям» человек, близкий к акционерам предприятия. По его словам, принцип будет такой. Кандидатуру нового президента «АвтоВАЗа» традиционно предложит альянс Renault-Nissan (контролирует завод), а в системе управления предприятием появится новая должность для взаимодействия с государственными органами и контроля социальных вопросов. В курируемых вопросах новому человеку президент «АвтоВАЗа» будет подотчетен. Скорее всего, новая должность будет образована на уровне совета директоров компании. Человека на эту позицию предложит «Ростех» (у него блокпакет «АвтоВАЗа»). Кандидаты не известны, но в первом случае это, скорее всего, будет иностранец, а во втором - россиянин. Такая управленческая схема предварительно согласована между основными акционерами, утверждает источник «Ведомостей».

Такая же информация у «Коммерсанта». Представитель «Ростеха» от комментариев отказался. Представители Renault и альянса Renault-Nissan в четверг на вопросы не ответили.

Замену нынешнему президенту «АвтоВАЗа» Бу Андерссону акционеры ищут, прежде всего, из-за плохих финансовых результатов компании (в 2015 г. группа «АвтоВАЗ» получила чистый убыток в размере почти 74 млрд руб.), поясняли ранее источники «Ведомостей». А идея изменения в системе управления связана в том числе с недовольством «Ростеха» кадровой политикой нынешнего президента, говорит человек, близкий к акционерам. Госкорпорации не понравилось, что людей увольняли хоть и с выплатой нескольких зарплат (программы увольнения по соглашению сторон), но не помогали с дальнейшим трудоустройством. Гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов раскритиковал Андерссона осенью 2015 г., а в феврале 2016 г. источники «Ведомостей» рассказали, что идет поиск кандидатов на замену Андерссону.

Когда Андерссон покинет «АвтоВАЗ», по-прежнему непонятно. Он приступил к обязанностям в начале 2014 г., с ним подписан трехлетний контракт. В марте (ориентировочно 9 числа) должен пройти совет директоров, но его повестки пока нет. Акционерам также предстоит утвердить схему финансовой помощи «АвтоВАЗу». Пока известно, что это будет докапитализация: альянс внесет деньги, а госкорпорация конвертирует часть долга «АвтоВАЗа» перед ней (около 52 млрд руб.).

Президент альянса Renault-Nissan Карлос Гон на Женевском автосалоне не стал подтверждать скорую отставку Андерссона, но заметил: «Со временем любой из нас, выполнив свою задачу, уступает место другому человеку. Я не хочу, чтобы это [возможный уход Андерссона] связывали с финансовыми результатами компании» (цитата по «Интерфаксу»). И добавил, что «слухи есть всегда, но не забывайте, что управленческая команда предприятия работает, потому что этого хотят совет директоров и акционеры компании. И так будет - пока акционеры или совет директоров не передумают».

Новая управленческая схема значительно упростит взаимодействие с органами власти, особенно с федеральным правительством, говорит человек, близкий к «АвтоВАЗу». Сейчас, по его словам, при участии Андерссона в совещаниях помимо языкового барьера возникает много трудностей технического характера, в том числе связанных с вопросами государственной тайны: требуются дополнительные согласования, специальные помещения и пр.

В подготовке статьи участвовали Геннадий Анисимов, Виталий Петлевой