Автозаводы хотят приравнять машинокомплекты к готовым машинам для экспорта

Это удешевит их производство и увеличит поставки в страны с высокими ввозными пошлинами на готовые авто
Автозаводы просят чиновников приравнять машинокомплекты к готовым машинам в соглашениях о промсборке/ Е. Кузьмина/ Ведомости

Мы обсуждаем конкретный механизм, как скорректировать условия [соглашений о промсборке] из-за резкого скачка курса <...> чтобы компании могли нормально продолжить исполнять свои обязательства», – заявил в четверг вице-премьер Аркадий Дворкович (цитата по «РИА Новости»). «Думаю, в течение месяца мы сможем договориться», – добавил он. По словам вице-премьера, «условия должны быть изменены, чтобы было определенное время для учета курсовой динамики и разворачивания экспорта на другие рынки». За счет экспорта можно частично компенсировать падение внутреннего рынка, подчеркнул Дворкович. В 2015 г. российский рынок легковых автомобилей и LCV упал на 36% до 1,6 млн машин.

В начале 2016 г. Минэкономразвития предложило на год отложить достижение 50%-ного уровня локализации производства для автоконцернов, работающих по соглашениям о промсборке, а также учитывать стоимость не только реализованных машин, но и хранящихся на складе. Внести изменения в приказ о промсборке планируется до 15 апреля, сообщил «Ведомостям» представитель Минэкономразвития. Введение из-за девальвации поправочного коэффициента в формулу расчета среднегодового уровня локализации производства признано министерствами нецелесообразным, добавил он.

Российские предприятия предлагают в соглашениях о промсборке приравнять сборочные машинокомплекты (набор деталей для сборки или частично разобранный автомобиль) к готовым машинам. Такая идея обсуждается с Минэкономразвития, рассказали сотрудники двух автоконцернов. «В соответствии с обращениями компаний, работающих в режиме промышленной сборки, Минэкономразвития прорабатывает данный вопрос», – подтвердил представитель министерства.

Это нужно для развития экспорта в страны, где у российских компаний есть сборочные площадки и где высокие ввозные пошлины на готовые машины, объясняют источники «Ведомостей». При поставке машинокомплекта проданным товаром является не автомобиль (как того требует режим промсборки машин), а узлы и агрегаты. Если в этих комплектах есть детали, ввезенные в Россию по соглашению о промсборке (ввозная пошлина в этом случае 0–5% вместо 10–15%), то это может быть расценено как нецелевое использование льгот, говорят источники. Поэтому компании используют комплектующие, ввезенные в Россию на обычных условиях, рассказывают они. Если комплекты будут приравнены к готовым машинам, это упростит работу и позволит сэкономить, ведь из-за девальвации рубля импортные комплектующие сильно подорожали, объясняют собеседники. Раньше поставки машинокомплектов были невелики, сейчас заводы, загруженные в среднем на 40%, пытаются нарастить производство за счет экспорта, говорит один из них. Плюс в начале года был введен утилизационный сбор на автомобили в Казахстане – главном для российских производителей экспортном рынке, напоминает другой собеседник.

Основной экспортер легковых машин и сборочных комплектов – «АвтоВАЗ». Машинокомплекты он отправляет в Казахстан (раньше для выпуска одной модели – Lada 4x4, в этом году линейка будет расширяться), а также в Египет, говорит представитель предприятия. «Мы бы приветствовали приравнивание сборочных комплектов к готовым машинам в рамках соглашений о промышленной сборке автомобилей – это улучшит экономику проектов», – сказал он. Renault помимо прочего рассматривает возможность поставок из России во Вьетнам (на первом этапе готовых машин) и в Алжир (кузовов). Возможность поставки машинокомплектов в Казахстан рассматривает «Соллерс». У петербургского автозавода «Хендэ мотор мануфактуринг рус» (выпускает Hyundai и Kia) нет планов поставлять машинокомплекты, говорит представитель. «Ситуация с экспортом сложная, и назвать какие-то цифры сложно, но мы планируем продолжать поставки в страны СНГ и Ближнего Востока», – добавил он.