Nissan Qashqai: Прорезиненный друг

Как адаптированный Nissan Qashqai доказывал преданность россиянам на абхазских дорогах
Крутобокие Nissan Qashqai смотрелись в Абхазии пришельцами из другого мира/ Кирилл Тищенко

В часе езды от сочинского аэропорта глянцевая картинка «олимпийской» России обрывается, заканчиваясь порталом в другой мир – КПП «Псоу» на абхазской границе. Даже после личного визита Абхазия, куда мы отправились познакомиться с «дополнительно адаптированным для России» Nissan Qashqai, вспоминается как нечто эфемерное. Это полупризнанное государство кажется плодом воображения профессионалов гейм-индустрии, решивших разыграть постапокалиптический боевик в декорациях Средиземья Толкиена. Среди величественных гор и буйной зелени, где пальмы растут вперемешку с елками и мандариновыми деревьями, там и сям разбросаны брошенные дома со следами очередей и снарядов. Природа, будто стараясь побыстрее избавить мир от следов человеческой глупости, активно затягивает руины занавесом из мха и папоротников.

Наш отряд из крутобоких, похожих на японских колобков-дарума «Кашкаев», здесь смотрелся пришельцами из другого мира. Новое поколение кроссовера, как его ни крути, излучает сытость и дружелюбие, катится по любым дорогам жизнерадостным спутником благополучного горожанина. В Nissan не зря надували ему бока: пусть снаружи Qashqai кажется коротышкой, обычным хетчем гольф-класса с увеличенным клиренсом, внутри он неожиданно просторен. Прежде всего, в ширину – она здесь такая же, как у Nissan X-Trail, который после унификации платформ можно считать удлиненным «Кашкаем». Двое взрослых мужчин на передних сидениях не задевают друг друга локтями на широком центральном подлокотнике, не нужно поджимать ноги сзади. А вот места под багаж в коротко обрезанном заднем свесе маловато, особенно если рассматривать кроссовер как машину для путешествий – бросил пару небольших чемоданов, и, считай, отсек заполнен.

После прежнего «Кашкая», с гулкой пластмассой дверей и грубо вырубленной глыбой передней панели, новый воспринимается почти как премиальный седан. Графика передней панели из мягкого пластика и с глянцево-черными вставками напоминает робота с плоской головой, раскинувшего радушно руки с ладошками вентиляционных дефлекторов. На торсе «робота» – 7-дюймовый экран мультимедийной системы Connect 2.0, которая легко братается со смартфоном и пользуется его интернетом, «подсасывая» данные из социальных сетей и сервисов Google. Нажатия обрабатываются быстро, но если нетерпеливо щипать и дергать карту, то изображение «подмораживается». Пока из признаков дополнительной адаптации – только правильный русский в меню.

Чтобы понять, насколько обрусел этот выросший в Европе «японец», надо выехать на разбитый асфальт или грунтовку. Вот они, привычные и неистощимые источники вдохновения для инженеров, адаптирующих иномарки для России, - трещины да выбоины, ямки да ухабы. В подвеске кроссоверов европейской спецификации меньше упругих элементов, их амортизаторы настроены под более ровные дороги. Поэтому когда британцы предложили российским коллегам улучшить «Кашкай» для местного рынка, те поступили радикально – заменили подрамник передней подвески с рычагами на аналогичные детали от более тяжелого и более комфортного X-Trail. Новый подрамник крепится к кузову через резиновые сайлент-блоки, а не жестко – отсюда более мягкий вход и меньше вибраций и толчков, поступающих в салон. Заменили и амортизаторы: в них появились дополнительные каналы, помогающие погасить высокочастотный зуд кузова на гальке или гребенке.

Выехав на вздувшуюся булыжниками грунтовку в окрестностях мандариновой плантации, мы смогли поменять «российский» Qashqai на европейский и обратно, чтобы почувствовать разницу, и признали – да, перед адаптированной машиной словно набросали резиновых матов. «Европейский «Кашкай» классно управляется, – с оттенком сожаления сообщил нам тест-инженер российского отделения Nissan Кирилл Егоров. – Но наши покупатели просили дополнительного комфорта, и мы постарались найти компромисс между этими качествами».

При доводке российский «Кашкай» сопоставляли не только с европейской версией, но и с прямыми конкурентами. По словам инженера, работа его коллег на полигоне мало отличалась от нашей методикой сравнения – «ниссановские» кроссоверы они попеременно сменяли на Mazda CX-5, Mitsubishi ASX, Volkswagen Tiguan, Hyundai IX35 и Kia Sportage, выставляя оценки за комфорт и управляемость. В Nissan политкорректно обошли вопрос о том, какие конкуренты выступили бенчмарками в этих дисциплинах, отметив лишь, что старались расположить российский «Кашкай» где-то посередине между крайностями.

На горном серпантине Qashqai следует за рулем с электроусилителем почти без кренов, хотя и полного понимания о том, что происходит в месте контакта шин с дорогой, нет. Безопасно и понятно, но пресновато, как разбавленная чача, которую продал нам в горах абхаз с добрыми глазами. Уже позже мы узнали, что электроусилитель можно переключить в спортивный режим, «утяжеляющий» руль, но отдельной аппаратной кнопки для этого нет, нужно искать настройку на страницах экранного меню.

В любом случае, кроссовер настраивает на расслабленную езду. Легкий руль, мягкие педали, слегка заторможенный в реакциях вариатор – будто играешь в ладушки с пухлым полусонным младенцем. Вариатор смазывает характеристики мотора настолько, что без листов со спецификациями мы ни за что не сказали бы, сколько лошадиных сил и ньютон-метров в нашем распоряжении. Разгон почти всегда происходит в два этапа: сначала взмывают обороты мотора, потом начинает действовать коробка, плавным замахом отправляя автомобиль вперед. Наверное, так себя чувствовали стрелки с кремниевыми ружьями: спускаешь курок, ждешь, потом выстреливает. Но привычка целиться с упреждением появляется быстро и особенности трансмиссии не создавали проблем даже в городском трафике, где местные водители передвигаются скачками.

На сельских дорогах с глубокой колеей и торчащими камнями Qashqai невозмутимо плыл вперед, ныряя вверх-вниз как плот на волнах: клиренс в 200 мм и короткие свесы позволяют не мотать лишний раз баранкой. А вот размытый берег ручья стал для него серьезным препятствием: тихие и цепкие на асфальте штатные покрышки Pirelli Scorpion Verde (это тоже часть адаптации для России, и в Nissan ими гордятся – говорят, удалось отстоять перед более простой и дешевой российской резиной) забились глиной и превратились в маслянистые бублики, с минимальным сопротивлением вращающиеся в грязи. Не помогла и система полного привода, после пары минут пробуксовок начавшая пощипывать ноздри запахом перегретого металла.

Qashqai, конечно, создан не для грязи. Этот кроссовер нужно принимать после тяжелого дня в большом городе как психотерапевтическое средство – упасть в его пухлый, в складочку, интерьер и под тихое шипение кондиционера ощущать, как остывают раскаленные нервы. Успокоить, укрыть от постороннего шума, напомнить о том, что за приемлемую сумму российских рублей по-прежнему можно купить что-то качественное и приятное на ощупь: это, пожалуй, нужно сейчас среднему россиянину даже больше, чем всеядная подвеска.

Технические характеристики Nissan Qashqai LE*
Тип кузова, число дверей/мест универсал, 5/5
Длина/ширина/высота/колёсная база, мм 4377/ 1837/ 1595/ 2646
Тип двигателя, число цилиндров, расположение I4, спереди поперечно
Объём двигателя, куб. см 1997
Мощность, л.с./об. в мин. 144/6000
Максимальный крутящий момент, Нм/об. в мин. 200/4400
Коробка передач бесступенчатая автоматическая, 7 фиксированных положений
Привод подключаемый полный
Снаряженная масса, кг 1522
Полная разрешённая масса, кг 1950
Максимальная скорость, км/ч 182
Разгон до 100 км/ч, с 10,5
Расход топлива в смешанном цикле, л/100 км 7,3
Объём багажника/ со сложенным задним рядом сидений, л 430/ 1585
Клиренс, мм 200
Объём топливного бака, л 60
Топливо Аи-95
Стоимость протестированной модели, млн.руб. 1,59