Mitsubishi Motors призналась в занижении расхода топлива

Акции компании рухнули на 15%, показав сильнейшее падение за 12 лет
Президент Mitsubishi Motors Тетсуро Айкава признается в занижении расхода топлива автомобилей/ Reuters

Японский автопроизводитель Mitsubishi Motors признался в среду в намеренном занижении показателей расхода топлива в микролитражных автомобилях для японского рынка. Компания неправильно проводила тесты на расход топлива и направляла ложные данные в министерство земли, инфраструктуры, транспорта и туризма Японии, сообщил производитель. В частности, при тестировании использовался более низкий показатель сопротивления качению от шин и встречного воздуха, чем предписывалось правилами. Кроме того, методы тестирования не соответствовали требованиям японского законодательства. Топливная эффективность моделей завышена на 5-10%, сообщила компания. Искажение тестовых испытаний было «преднамеренным», сказал президент компании Тетсуро Айкава, который принес публичные извинения перед брифингом в Токио в среду, сообщил Bloomberg.

На фоне новости акции автопроизводителя на Токийской бирже показали сильнейшее дневное снижение за 12 лет, рухнув более чем на 15%.

Нарушения касаются четырех моделей мини-каров: eK Wagon и eK Space выпускаются и продаются под маркой Mitsubishi, модели Dayz и Dayz Roox с июня 2013 г. производятся Mitsubishi для Nissan Motor. Всего было продано 157 000 микролитражек под маркой Mitsubishi и 468 000 — Nissan (всего 625 000 мини-каров), сказала компания. Сейчас продажи четырех моделей остановлены. Это автомобили специфического для Японии класса кей-каров с объемом двигателя до 660 куб. см, которые практически не поставляются на экспорт.

Как Mitsubishi Motors подставила Nissan Motor

Несоответствие расхода топлива сертифицированным показателям было обнаружено Nissan в процессе разработки следующего поколения мини-автомобилей, пояснила Mitsubishi. Компании обсуждают условия компенсации за нарушения. Также компания планирует создать специальную комиссию для расследования нарушений, состоящую из сторонних экспертов. Компания извинилась за ошибку перед клиентами и владельцами акций.

Mitsubishi начала проверку расхода топлива в автомобилях, произведенных на экспорт, сообщила компания. Метод тестирования, который отличается от требуемого законами Японии, был применен и к другим моделям, выпускаемым Mitsubishi для внутреннего рынка, сообщила компания. Нарушение может привести к тому, что японскому автопроизводителю придется вернуть государству полученные для проданных транспортных средств налоговые льготы. Компания отдельно заявила, что использовала не соответствующий японским стандартам метод тестирования с 2002 г.

Скандалы с занижением данных потребления топлива автомобилями происходят регулярно. Последним примером стал Volkswagen, который на фоне дизельного скандала признался в занижении показателей выбросов углекислого газа и расхода топлива (связанные величины) у 800 000 проданных автомобилей. Затем компания заявила, что провела дополнительные проверки и отклонения укладываются в нормы. В сентябре 2015 г. Volkswagen был уличен Агентством по охране окружающей среды США (EPA) в использовании программного обеспечения, занижавшего показатели выбросов при тестировании на токсичность выхлопов, и признал фальсификацию выбросов 11 млн автомобилей с дизельными моторами серии EA 189 марок Audi, VW, Skoda и Seat, 482 000 из которых проданы в США и 8,5 млн - в Европе.

"Случай может отличаться от истории с Volkswagen, но рынок стал очень чувствительным к такого рода новостям, - прокомментировал Bloomberg аналитик Tokai Tokyo Research Center Сейджи Сугиура. - С точки зрения показателей продаж и репутации компании влияние может быть точно таким же". Признание Mitsubishi Motors может еще более снизить доверие потребителей к данным об экономичности автомобилей, отмечает Bloomberg.

В январе капитализация французской Renault падала на рекордные за последние 17 лет на 25% после сообщения об обысках в офисах компании, связанных с проводимой госкомиссией проверкой соответствия автомобилей экологическим нормам. После скандала с VW министерство экологии Франции начало тестирование примерно сотни моделей разных производителей для местного рынка. Министерство сообщило, что в автомобилях Renault и других производителей не было найдено обманного ПО. Тем не менее в начале апреля издание Les Echos сообщило, что по результатам проверок первых 50 моделей ни одна из них не смогла соответствовать одновременно всем процедурам испытаний, в том числе по расходу топлива и выбросам углекислого газа.

Hyundai Motor и Kia Motors в 2013 г. были уличены в США в занижении расхода топлива и выплатили в общей сложности примерно $400 млн компенсаций автовладельцам. Ford Motor также обвиняли в занижении показателей расхода топлива, и она понизила рейтинг расхода топлива для нескольких гибридных моделей 2013 и 2014 гг. выпуска, напоминает «Интерфакс».

Японский автопроизводитель долго восстанавливал репутацию после серии скандалов, разразившихся более десяти лет назад из-за сокрытия дефектов в грузовиках Fuso, которые привели к нескольким авариям со смертельным исходом. «Вновь ухудшение имиджа компании, - сказал Сугиура. - Не первый раз, когда к Mitsubishi появляются такого рода вопросы, и это, безусловно, не поможет им восстановить репутацию».

Продажи Mitsubishi Motors на внутреннем японском рынке упали в прошлом году на 18%, до 102 010 единиц, показав снижение четвертый год подряд.

Из Японии в Россию Mitsubishi поставляет седан Lancer Evo, внедорожник Pajero и гибридный кроссовер Outlander PHEV, а пикап L200 завозится из Таиланда, приводит данные директор по маркетингу и связям с общественностью «ММС Рус» (дистрибутор Mitsubishi в России) Илья Никоноров. Он не стал называть сроки проведения проверки машин, импортируемых и производящихся в России.

По итогам 2015 г. в России было продано 35 909 автомобилей марки Mitsubishi, на заводе «ПСМА Рус» в Калуге (СП Mitsubishi с PSA Peugeot Citroen) выпущено 20 689 машин двух моделей - Outlander и Pajero Sport. Продажи в январе-марте 2016 г. упали на 48,5%, до 5041 шт., объемы выпуска не раскрываются. «В текущем году мы акцентируем свое внимание на продаже модели Outlander локальной калужской сборки, - говорит Никоноров. - Летом планируем начать продажи нового поколения Pajero Sport таиландской сборки».