Mitsubishi Motors занижала показатели расхода топлива машин в течение 25 лет

Скандал за неделю наполовину сократил капитализацию компании
Скандал уже уничтожил половину капитализации Mitsubishi Motors/ Dado Ruvic/ Reuters

Mitsubishi Motors неправильно определяла показатели расхода топлива автомобилей для внутреннего рынка как минимум с 1991 г., сообщила компания во вторник. На прошлой неделе она признала заниженные данные показателей расхода топлива в 625 000 микролитражных автомобилей и сказала, что использовала неправильные методики с 2002 г. При тестировании использовался заниженный показатель сопротивления движению. Методы тестирования также не соответствовали требованиям японского законодательства.

«Мы использовали этот метод с 1991 г. для [машин] внутреннего рынка», - сказал вице-президент компании Рюго Накао на пресс-конференции в Токио во вторник. Количество машин с неправильными показателями пока неизвестно, добавил он.

«Клиенты покупали наши автомобили, основываясь на неверных данных об экономичности, - сказал президент Тетцуро Айкава во вторник (цитата по Bloomberg). - Мне больше нечего сделать, кроме как извиниться».

Он заявил, что не знал о ненадлежащем тестировании машин и не знает, почему сотрудники компании занялись фальсификацией тестов расхода топлива. Расследование продолжается с учетом того, что могут быть выявлены новые нарушения, сказал Айкава. Его ведет специальная независимая комиссия из трех бывших прокуроров, которая будет расследовать дело в течение следующих трех месяцев, сообщила компания. Mitsubishi пока не приняла решения о компенсациях клиентам и ведет об этом переговоры с Nissan, сказал Айкава.

Манипуляции с тестами на экономичность двигателей были «очень серьезными», сказал министр транспорта Японии Кеичи Исии после заседания правительства во вторник в Токио. Министерство создаст рабочую группу для предотвращения таких нарушений в будущем. Mitsubishi Motors, возможно, придется вернуть правительству налоговые льготы, полученные на продажу микролитражек, сообщала компания ранее.

Компания намеренно занизила на 5-10% показатели расхода топлива в 625 000 микролитражных автомобилей для внутреннего рынка, 468 000 из которых было выпущено Mitsubishi для Nissan. Mitsubishi и Nissan приняли решение временно приостановить продажи четырех моделей: eK Wagon и eK Space, Dayz и Dayz Roox. Mitsubishi Motors продала не менее 2 млн автомобилей, в технических характеристиках которых были намеренно занижены данные о расходе топлива, сообщало агентство Kyodo. В частности, были подтасованы данные расхода топлива Pajero, i-MiEV, RVR, Outlander и еще шести моделей. Пока речь идет только о машинах, выпущенных для внутреннего рынка. Автоконцерн также начал проверку расхода топлива и в автомобилях, произведенных на экспорт. На прошлой неделе Национальная администрация по безопасности дорожного движения США (NHTSA) запросила у Mitsubishi информацию об автомобилях, продаваемых на рынке страны.

Во вторник Mitsubishi заявила, что уверена в правильности методов тестирования в других странах, но добавила, что будет предоставлять доказательства регуляторам за пределами Японии. Накао заявил, что компания не нашла никаких доказательств того, что ложные данные экономии топлива были вынесены за пределы Японии, пишет FT.

В конце прошлой недели Росстандарт запросил у дистрибутора автомобилей Mitsubishi в России «ММС рус» информацию о данных расхода топлива. Компания получила запрос и ответит на него до конца недели, сказала «Ведомостям» представитель компании. Официальный ответ готовится основным акционером «ММС рус» - компанией Mitsubishi Corporation (владеет 49% в «ММС рус», остальные у Rolf (42%) и Mitsubishi Motors Corporation – 9%), уточнила она. Информация для ответа пока собирается.

Скандал уже уничтожил половину капитализации Mitsubishi Motors. Во вторник акции автопроизводителя упали еще на 10%, опустив рыночную стоимость компании до 427 млрд иен ($3,85 млрд), сообщило Bloomberg.

Айкава отказался от комментариев, когда его спросили, понадобится ли Mitsubishi финансовая помощь, пишет The Wall Street Journal. На основе данных о затронутых сейчас фальсификациями моделях проблемы могли бы в конечном итоге обойтись Mitsubishi от 42,5 до 104 млрд йен (или примерно от $382 млн до $935 млн), согласно оценке аналитика авторынка Nomura Масатаки Кунужимото. Это включает компенсации клиентам за переплату за бензин и возврат государственных субсидий за экономичность автомобилей, написал аналитик в докладе на прошлой неделе.

Mitsubishi Motors по-прежнему планирует объявить результаты IV квартала в среду, сказал Накао. Компания может сообщить о росте квартальной чистой прибыли на 32% до 25,9 млрд иен, согласно оценкам аналитиков, опрошенных Bloomberg.

Мотивации фальсификаций остаются неясными, но предполагается, что сотрудники находились под сильным давлением для достижения более высоких целей экономии топлива в условиях жесткой конкуренции на миниавтомобильном рынке Японии. Показатели экономичности моделей мини-автомобилей пересматривались пять раз в период между 2011 и 2013 гг., чтобы быть конкурентоспособными, сказали чиновники. Но даже с учетом пересмотра транспортные средства Mitsubishi показывали более высокий расход топлива, чем машины марок Suzuki и Daihatsu.

Нарушения Volkswagen с выбросами дизельных двигателей усилили недоверие во всем мире к показателям топливной экономичности и экологичности машин. На прошлой неделе во Франции следователи провели обыск в офисе PSA Group в рамках массовых проверок государством автопроизводителей на достоверность показателей выбросов транспортных средств. Немецкая Daimler также на прошлой неделе заявила, что начала внутреннее расследование процесса сертификации по поручению департамента юстиции США.