Автомобильный рынок в апреле упал до минимума за последние 10 лет

Сейчас машины покупают только те, кому они действительно необходимы
Рынок продолжает падать/ М. Стулов/ Ведомости

В марте и апреле, как и в целом за январь – апрель 2016 г., продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России упали год к году до самых низких значений за 10 лет, сообщил председатель комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Йорг Шрайбер. В апреле продажи сократились на 8,5% до 121 272 автомобилей, за четыре месяца – на 14,7% до 440 583 шт., подсчитала АЕБ.

Продажи лидера рынка Lada выросли в апреле год к году впервые с 2014 г. на 7,8% до 24 648, а Lada Granta вновь стала самой продаваемой моделью. Hyundai и Kia, занимающие второе и третье места, напротив, продали соответственно на 11 и 13% автомобилей меньше, чем в апреле 2015 г.

Обычно апрель – самый тучный месяц для автодилеров наряду с декабрем, но рынок по-прежнему находится в стагнации, отмечает президент ассоциации «Российские автодилеры» Владимир Моженков. Покупатели обновили машины в предыдущие несколько лет, а теперь все ждут, как будет развиваться экономическая ситуация, объясняет исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Новые автомобили, по его словам, покупают те, кому машина нужна по работе и у кого высока степень ее износа: помогают действующие программы господдержки. С тех пор как рынок начал падать (в 2013 г. – «Ведомости»), покупатели откладывали решение о приобретении машины, появился отложенный спрос – покупают те, кому машина действительно необходима, добавляет коммерческий директор «Автомира» Виталий Грошенков. На продажах новых машин сказывается и смещение спроса в сторону автомобилей с пробегом, замечает он. Более стабильно по сравнению с рынком в целом чувствует себя премиальный сегмент, рассуждает Удалов.

Кроме того, ожидалось, что апрельские продажи будут выше, однако именно по итогам квартала, т. е. марта, дилеры обычно получают бонусы, сообщил Удалов.

«Рынок продолжает постоянное, хотя и медленное, продвижение к тому, чтобы нащупать дно», – приводятся в сообщении АЕБ слова Шрайбера. В этих обстоятельствах решение российского правительства о продлении мер по стимулированию рынка поможет рынку «преодолеть, возможно, самый тяжелый период современной истории», утверждает он.

В 2016 г. российский авторынок сократится на 4,7% до 1,53 млн машин, прогнозировал в январе Шрайбер. Базовый сценарий PricewaterhouseCoopers предполагает падение до 1,1 млн – это минимум с 2005 г., с которого компания ведет подсчеты.