Автопроизводители инвестируют в такси-сервисы

Чтобы понять, как работать с потребителями, которые не хотят владеть машиной
За последние несколько месяцев сразу несколько других крупных автопроизводителей начали сотрудничать с технологическими компаниями/ А. Гордеев/ Ведомости

Японский автоконцерн Toy­o­ta Motor и сервис по вызову водителей Uber договорились о партнерстве, сообщили компании. Они собираются сотрудничать «в области совместного использования автомобилей (райдшеринг. – «Ведомости») в тех странах, где это развивается». Также Toyota Financial Services и Mirai Creation Investment сделают «стратегическую инвестицию» в Uber. Стороны не раскрыли размер инвестиции и долю, приобретаемую структурами японского автопроизводителя.

Toyota и Uber хотят сотрудничать в лизинге: водители смогут брать автомобиль в лизинг у Toyota Financial Services и расплачиваться доходами, которые они получат как водители Uber. Toyota и Uber также изучат, как можно сотрудничать в создании приложений для автомобилей, в исследованиях и др. Инвестиция Toyota в Uber не преследует цель получить большую долю в компании, заявил источник Bloomberg. По его словам, основная причина – желание Toyota понять, как потребители используют райдшеринг.

За последние несколько месяцев сразу несколько других крупных автопроизводителей начали сотрудничать с технологическими компаниями. Ранее на этой неделе об инвестициях $300 млн в Gett объявила Volkswagen Group. «Volkswagen получит доступ к новой аудитории, которая предпочитает мобильность владению автомобилем», – заявил главный исполнительный директор Gett Шахар Вайсер. Gett инвестиции от VW нужны для развития в Европе и ускорения экспансии в США.

Транспортное деление

55% евро­пейцев готовы за деньги делиться автомобилем, свидетельствуют результаты опроса по заказу Ford. Многие заинтересованы в сервисах совместного пользования машиной, чтобы передвигаться по городу: 76% готовы использовать райдшеринг (делить стоимость бензина поровну), 72% – каршеринг (краткосрочная аренда автомобиля); в опросе участвовали респонденты из Франции, Германии, Италии, Испании и Великобритании

В январе General Motors купила 9%-ную долю в Lyft за $500 млн. Apple в середине мая инвестировала $1 млрд в китайскую Didi Chuxing Technology, крупнейший в стране сервис по заказу такси. В начале мая Alphabet, материнская структура Google, договорилась с Fiat Chrysler Automobiles об установке на сотню мини-вэнов Chrysler системы автоматического управления автомобилем, разработанной Alphabet.

И для сервисов такси, и для автопроизводителей такие партнерства связаны с перспективами развития беспилотных технологий, говорит старший менеджер Deloitte Андрей Семенов. Сервисам такси это позволит сократить издержки, отказавшись от выплат партнерам-таксистам, повысить безопасность движения и точность планирования маршрутов. «Автопроизводители заинтересованы первыми зайти на рынок таких такси-сервисов: потребность во владении личным автомобилем сократится, автопроизводители готовятся к вероятному сокращению спроса. Аналогичные тенденции и в грузоперевозках», – добавляет Семенов.

Разработки Gett в области big data (большие данные. – «Ведомости»), алгоритмов прогнозирования и искусственного интеллекта могут использоваться не только в перевозке пассажиров, но и быть базой для других инноваций, в том числе для работы с беспилотными автомобилями, заявил «Ведомостям» Максим Красных, операционный директор Gett и гендиректор Gett в регионе EMEA.

Toyota традиционно занималась разработкой технологий сама, напоминает The Wall Street Journal. Но в последнее время компания меняла тактику, по мере того как автоиндустрия становилась все более и более высокотехнологичной. В апреле 2016 г. Toyota создала совместное предприятие с Microsoft для сбора и анализа данных об автомобилях Toyota и Lexus. Также японская компания нанимает сотрудников из смежных отраслей (например, бывшего программного менеджера Defense Advanced Research Projects Agency и экс-главу Google Robotics) для работы с беспилотными автомобилями и искусственным интеллектом, напоминает газета.