«Камаз» и «АвтоВАЗ» вернулись к идее совместных закупок материалов

Интерес есть и у «Соллерса», который раньше участвовал в аналогичных переговорах
«Камаз» и «АвтоВАЗ» обсуждают возможность совместных закупок/ А. Махонин/ Ведомости

«Камаз» и «АвтоВАЗ» обсуждают возможность совместных закупок. «Определены объемные группы материалов, по которым общими усилиями можно добиться оптимальной закупочной цены», включая металлопрокат, сообщил «Камаз». «Курс на импортозамещение и максимальную локализацию автокомпонентов в России неизбежно ведет отечественных производителей к освоению новых совместных проектов», – приводятся в сообщении слова гендиректора «Камаза» Сергея Когогина. Сроки и параметры закупок пока не ясны, сказал представитель «Камаза». Представитель «АвтоВАЗа» от комментариев отказался. На Магнитогорский металлургический комбинат, по словам его представителя, «Камаз» с «АвтоВАЗом» с предложением о размещении консолидированного заказа не обращались. Представитель «Северстали» на вопросы не ответил.

Договориться о закупках сырья – хорошая идея, ведь у обоих предприятий есть мощности по штамповке и литью, комментирует сотрудник одного из автоконцернов. Консолидированные заказы позволят добиться лучших условий и снизить расходы, добавляет он. По итогам I квартала 2016 г. на сырье и материалы пришлось 5,6% себестоимости производства автомобилей Lada, у «Камаза» – 14,6%, следует из отчетов компаний.

Идея совместных закупок материалов российскими автозаводами обсуждается несколько лет. Тема поднималась и в прошлом году. «С лета 2015 г. мы вместе с «АвтоВАЗом», «Соллерсом» думали над тем, как совместно работать с локальными поставщиками, чтобы поддержать их объемами заказов в условиях падения рынка, но эта работа, к сожалению, не была закончена», – рассказывал в мартовском интервью «Ведомостям» Когогин. У компаний разные ключевые поставщики, требования к сырью, поэтому сложно договориться, комментирует человек, близкий к участникам переговоров. Могут возникнуть и сложности с ФАС, замечают сотрудник одного из металлургических заводов и сотрудник одного из автозаводов. В ФАС не поступало обращений о создании для участников авторынка единого цент­ра закупок металлопродукции, передала «Ведомостям» начальник управления контроля промышленности ФАС Нелли Галимханова. По ее словам, позиция ведомства будет зависеть от механизма создания и функционирования такого центра, номенклатуры и объемов закупок через него.

«Соллерс», по словам его представителя, заинтересован в совместных закупках и планирует провести переговоры с «Камазом». У Nissan есть совместная закупочная организация с партнерами по альянсу – Renault и «АвтоВАЗом», а завод «Хендэ мотор мануфактуринг рус» закупает металл совместно с поставщиками автокомпонентов, по словам их представителей. Консолидация закупок для всех предприятий, входящих в группу ГАЗ, позволила получить преимущество в цене и условиях поставок, говорит представитель. По его словам, группа открыта для подобных проектов и с внешними партнерами.