Завод каркасов кабин в Татарстане обойдется «Камазу» и Daimler в 400 млн евро

Но запуск нового производства может быть отложен на год – до 2020 года
Завод каркасов кабин в Татарстане обойдется «Камазу» и Daimler в 400 млн евро/ Е. Разумный/ Ведомости

Инвестиции в создание завода каркасов кабин Mercedes-Benz в Татарстане составят около 400 млн евро (почти 30 млрд руб. по курсу ЦБ. – «Ведомости»), рассказал на ПМЭФе гендиректор «Камаза» Сергей Когогин. Этот завод строится в рамках СП «Камаза» и немецкой Daimler (ей же принадлежит 15% «Камаза») – «Даймлер Камаз рус», где у партнеров по 50%. Вложения партнеров в новый проект будут в такой же пропорции, пояснял в интервью «Ведомостям» Когогин. «Камаз» потратит в том числе средства новых облигационных займов (очередные могут быть размещены до конца 2016 г.), а Daimler инвестирует собственные средства, уточнял он. Завод строится в том числе для выполнения Daimler условий соглашения о промсборке.

Для сравнения: завод кабин для тяжелых грузовиков Volvo и Renault, который построен в Калуге рядом с заводом Volvo Group, обошелся в 90 млн евро. Его мощность – 15 000 шт. в год. Завод, который строится в Татарстане, будет способен выпускать почти в 4 раза больше – 57 000 шт. в год. Кабинами будут комплектоваться производимые в России тяжелые грузовики «Камаз» и Mercedes-Benz (выпускаются на мощностях «Даймлер Камаз рус»). Всего будет семь типов кабин, сборку каждый партнер будет делать сам, поскольку у каждого будет свое наполнение, пояснял Когогин: «Мы, например, должны идти в среднем ценовом сегменте и будем делать все, чтобы удешевить кабины для «Камаза».

Изначально предполагалось, что этот завод заработает в 2019 г. Но в четверг Когогин заявил, что запуск может быть отложен на год. «Запас по финансовой прочности очень низкий в сегодняшних экономических условиях, поэтому мы вынуждены считать все», – отметил он (цитаты по «Интерфаксу»).

В 2016 г. «Камаз» рассчитывает увеличить общие продажи на 10% до 32 000 грузовых автомобилей (см. график). Но текущие объемы гораздо ниже тех, что были несколько лет назад, плюс продолжается рост тарифов и цен на комплектующие, прокомментировал представитель «Камаза». Рынок автомобилей в России падает с 2013 г. Продажи грузовых машин полной массой 14–40 т (основной сегмент «Камаза») за это время сократились более чем вдвое (с 84 000 до 38 700 шт.), самого «Камаза» – в 1,7 раза (с 37 411 до 22 645 шт.), по данным отчетов компании. В 2015 г. «Камаз» получил 2,4 млрд руб. чистого убытка по МСФО против 211 млн руб. чистой прибыли годом ранее. «Мы стремимся все сделать, чтобы выйти хотя бы в ноль в 2016 г., – сказал Когогин на форуме. – Кроме операционной эффективности, для нас очень тяжело такой инвестбюджет нести. Если бы это не было осознанной необходимостью, компания, конечно, сократила бы инвестиции. Но сейчас для нас остановить инвестпроекты – это подписать приговор компании в будущем».

Приоритетным инвестпроектом Когогин также называет организацию производства нового, 12-литрового двигателя, который спроектирован при поддержке Liebherr. Серийное производство намечено на 2019 г., инвестиции оцениваются в $150–200 млн. Инвестиции «Камаза» в 2016 г. запланированы в 7 млрд руб., в 2017 г. – 7–10 млрд руб. Общая стоимость инвестпрограммы компании до 2020 г. – около 100 млрд руб., говорил Когогин.