Maserati Quattroporte: Апероль за черными дверями

Проверяем итальянский автомобиль российскими ямами, столичными пробками и экзотическим алкоголем
Истинное предназначение Maserati Quattroporte – быстрое перемещение по хорошей дороге

Ровно в те дни, что в Италии представляли обновленный Maserati Quattroporte, мы в Москве взяли дорестайлинговый полноприводный SQ4. Но со своим рассказом мы не опоздали: у обновленной версии лишь слегка изменился дизайн, появились новая мультимедийная система и варианты отделки и выросла максимальная скорость.

– Ишь какой багажник-то! Прям из девяностых! – в восхищении застыл работник шиномонтажа над раскрытым задним отсеком Maserati Quattroporte, обнаружившим действительно циклопические размеры.

– Два трупа положить можно, – поддержал его другой, после чего они забросили в багажник вовсе не трупы, а колесный диск в коробке. Диск, прямо сказать, к Maserati никакого отношения не имел, просто тестовое четырехдверное купе, как это у нас и принято, выполняло работу обычной домашней машины: за покупками, с детьми в школу, на дачу и т. д.

Восторженный шиномонтажник спросил, как называется чудо с таким полезным багажником, и повторил, будто попробовал на язык название машины: «Кват-тро-пор-те»! Как красиво!»

Но пришлось несколько разочаровать поклонника итальянской фонетики: в переводе это всего-то и значит, что «четыре двери», узнал шиномонтажник. «Четыре черных двери», – почему-то промолвил он. (Наш тестовый автомобиль был черного цвета.)

Досадно, конечно, что мастера гайковерта, люди бывалые и перевидевшие на своем веку множество автомобилей, обратили внимание не на внешний вид Quattroporte, а только на объем багажника, – но неудивительно. Если четырехдверный Maserati пятого поколения, выпускавшийся с 2004 по 2012 г. выглядел, может, избыточно элегантно, то нынешний сделал широкий шаг в сторону типичности, стал, пожалуй, похожим на конкурентов. Нет, разумеется, «морда» не утратила своеобразия и, может, даже стала еще более выразительной; но «тело»… В какой-то момент один из нас даже не сразу обнаружил тестовую машину на парковке, настолько привычный у нее сделался вид. Задние крылья напоминают одно люксовое четырехдверное купе, те самые четыре черные двери – другое; форма передних крыльев – третье. Наверное, можно было бы сказать, что поскольку преемственность в дизайне двух поколений очевидно сохранилась, то это вовсе не Maserati похожа на конкурентов, а ровно наоборот, но впечатления это, увы, не меняет.

Зато интерьер с лихвой компенсирует скучноватую внешнюю правильность. Чуть неуместным в царстве прекрасно выделанной кожи, плотного, тяжелого пластика и матового металла выглядит разве что монитор развлекательно-навигационной системы; одному из нас он живо напомнил аналогичное устройство в Chrysler 300С – что не должно никого удивлять, поскольку Fiat владеет теперь обеими знаменитыми марками, а желание сэкономить более чем извинительно. Тут же следует порадоваться, что простоватый внешний вид не мешает монитору быть прекрасно организованным: все понятно интуитивно, управляется легко и логично, не раздражает цветом и вычурной анимацией.

Как ни странно это прозвучит, функциональность ручки переключения автоматической коробки передач куда хуже, чем монитора. Оба участника тест-драйва Quattroporte сошлись на том, что к поведению ручки пришлось приспосабливаться. В частности, один из нас никак не мог научиться с одного раза переключаться на заднюю передачу, а затем с трудом разобрался, что именно нужно сделать, чтобы перевести управление передачами из ручного режима, в который он неведомо как попал, обратно в автоматический. К очевидным достоинствам Quattroporte следует отнести удобство и прямо-таки гигантский диапазон настроек водительского сиденья: кажется, места там хватит даже растолстевшему баскетбольному центровому.

Задние сиденья сначала осваивало молодое поколение тест-драйверов; пятилетний человек уселся, а затем и улегся на пол за передним пассажирским сиденьем и разместился там с таким комфортом, что немедленно заснул. В следующей поездке оба тест-пилота задних сидений проверили на прочность различное оборудование, обычное назначение которого – удовлетворять потребностям пассажиров Quattroporte; поскольку сломать ничего не удалось, сборщиков и разработчиков Maserati надо похвалить.

Следом мы пригласили на переднее пассажирское сиденье автолюбительницу с большим стажем, по профессии клинического психолога. Будучи знакомой со множеством люксовых автомобилей, она сразу же оценила высокое итальянское качество внутренней отделки, а вот дальше принялась постепенно жаловаться. По ее ощущениям, час поездки в Quattroporte ее утомил: в московских пробках машина не слишком удобная и тряская.

Еще одно подтверждение этому мы получили в ходе нашего традиционного «шампанского теста», которому мы подвергаем задние места всех автомобилей представительского класса. Вернее, было применено не шампанское и даже не просекко, а апероль спритц, причем в экстремальной его версии – только просекко, аperol и лед – никакого тоника и апельсинов. И это был самый веселый шампанский тест в нашей истории! Небьющиеся бокалы вроде бы надежно зафиксировались в подстаканниках, но в повороте неожиданно накренились и опрокинули оранжевую липкую жидкость на колени испытателю. Бабах! – а это Quattroporte словил вроде бы несерьезную московскую ямку, и спритц выплеснулся на юбку нашей коллеге-испытательнице. А потом еще раз! И еще! К концу поездки на кресле под ней образовалось целое озерцо, девушке пришлось сдвинуться на переднюю часть подушки, но она не роптала, а веселилась.

Как и чем очищать колени своей спутницы – каждый владелец Quattroporte будет решать сам. Мы заехали в супермаркет за влажными салфетками. И оказалось, что черная кожа Maserati – отличной выделки, никаких следов нашего разгула на ней не осталось.

То есть для флирта Quattroporte подходит отлично. Но настоящее предназначение этого автомобиля – быстрое перемещение по хорошей дороге, и тут надо употреблять превосходные степени. Maserati летит сквозь ночь буквально стрелой, словно бы подобравшись, прижавшись к дороге; мерный гул мотора поднимает настроение… пока глубоко протоптанные бесконечными подмосковными пробками колеи не возвращают водителя к тревожной действительности.

Немного разочаровала музыкальная система Maserati. Серьезных претензий к ней предъявить нельзя, но, к примеру, как ни настраивай эквалайзер, Пятый фортепианный концерт Бетховена («Император») в исключительно удачном исполнении (Парижский симфонический оркестр, дирижер Сержу Челибидаке, солист Артуро Бенедетти Микельанджели) прозвучал пустовато; часть экспрессии замылилась. Лучше выглядели французские хаус-электронщики – дуэт Justice, их запись «Audio, Video, Disco» отражалась вполне адекватно, хотя ощутимо недоставало низких частот.