Правительство медлит с принятием программы поддержки экспорта автомобилей

Автоконцерны самостоятельно поставляют машины за рубеж в надежде на компенсации
Автозаводы рассчитывают, что государство компенсирует им затраты на вывоз автомобилей за рубеж/ М. Стулов/ Ведомости

О намерении принять программу поддержки экспорта автомобилей чиновники объявили еще в январе. На субсидирование части расходов (прежде всего транспортных) при поставке машин и комплектующих предполагалось направить 3,3 млрд руб. Но программы до сих пор нет. 14 июля министр промышленности и торговли Денис Мантуров осторожно пояснил, что мера заработает до конца года. «Мы исходим из того, что до конца года появится новая мера за счет компенсации затрат на логистику и поддержку экспорта, которая должна обеспечить в том числе и увеличение объемов за счет поставки на зарубежные рынки», – передал слова министра «Интерфакс».

Причины задержки представители Минпромторга, Минфина, Минэкономразвития и Российского экспортного центра (РЭЦ, участвует в разработке программы) не сообщили. Чиновники продолжают согласование документа, рассказывают сотрудники двух автоконцернов. Например, Минфин считает, что не нужно делать оператора новой программы (пока предполагается, что это будет РЭЦ), отмечают они. Кроме того, по его словам, у Минфина есть возражения по отдельным условиям проекта программы, включая порядок субсидирования НИОКР, добавляет один из собеседников. Общая стоимость программы при этом не меняется, отмечают источники.

Когда будет принят документ, пока не ясно, возможно, это произойдет к осени, говорит сотрудник одного из автоконцернов. Независимо от сроков принятия документа компании надеются, что государство компенсирует часть расходов при экспорте в течение 2016 г., отмечает другой.

Производство на российских автозаводах из-за спада продаж резко упало, средняя загрузка по отрасли сейчас составляет около 40%. Падение рынка продолжается, и автопроизводителям по определению нужно развивать экспорт, несмотря на дорогую логистику. В четверг о расширении зарубежных поставок заявили сразу две компании: Datsun начал экспорт в Ливан выпускаемых на «АвтоВАЗе» двух моделей (on-DO и mi-DO), а Ford Sollers начинает экспорт в Армению всего выпускаемого в России модельного ряда легковых машин (Fiesta, Focus, Mondeo, Explorer, Kuga, EcoSport). Для обеих компаний это уже третьи по счету экспортные рынки после входящих в Евразийский экономический союз Казахстана и Белоруссии.

В январе – мае 2016 г. экспорт легковых автомобилей из России сократился на 33% до 26 900 шт., а в денежном выражении – на 2,2% до $413 млн, гласят данные ФТС. Основная причина падения – ситуация на основном экспортном рынке выпускаемых в России автомобилей – Казахстане, напоминает сотрудник одного из автоконцернов. Помимо снижения покупательной способности в 2014–2015 гг. существовала проблема серого импорта, когда из-за девальвации рубля жителям Казахстана в отдельные периоды было выгоднее покупать машины не у местных дилеров, а ехать за ними в Россию. В этом году появилась другая сложность – Казахстан ввел утилизационный сбор. Компании в основном продолжили поставки из России, но увеличили цены, а «АвтоВАЗ» сконцентрировался на экспорте машинокомплектов для сборки на мощностях своего партнера – группы «Бипэк авто – Азия авто». Президент «АвтоВАЗа» Николя Мор в интервью «Ведомостям» пояснял, что к выпуску Lada 4x4 добавляются Kalina, Granta, Priora, Largus, Vesta и Xray. Представитель «АвтоВАЗа» в четверг не назвал планируемый объем экспорта в 2016 г., лишь отметил, что компания рассчитывает отправить за рубеж «как можно больше». В перспективе «АвтоВАЗ» хочет отправлять на экспорт 20% выпускаемых машин (сейчас около 10%), говорил Мор. По оценке Минпромторга, к 2025 г. на экспорт может приходиться 25% общего выпуска автомобилей в России.