«Исузу рус» предстоит потратить минимум 1,5 млрд рублей, чтобы остаться в программе господдержки

Скорее всего, для нее потребуется локализация ключевого узла
Большая часть техники Isuzu продается по госпрограммам льготного автолизинга и субсидирования закупки газомоторной техники/ Е. Разумный/ Ведомости

Проект расширения производства «Исузу рус» (бывшее паритетное СП «Соллерс-Исузу», сейчас 74% – у Isuzu Motors Ltd., 26% – у Sojitz Corp.) с 5000 до 10 000 грузовых машин (шасси) в год, анонсированный в апреле, обойдется минимум в 1,5 млрд руб., рассказал «Ведомостям» гендиректор компании Фабрис Горлье. По его словам, проект, рассчитанный на три года, включает и организацию выпуска в России одного из ключевых узлов – либо двигателя, либо коробки передач, решение пока не принято.

Дизельные двигатели Isuzu, минимум 20 000 в год, для совместного использования могут производиться на мощностях партнера – например, на Заволжском моторном заводе группы «Соллерс».

Для сравнения: в создание производства 50 000 двигателей в год «Мазда соллерс мануфэкчуринг рус» вложит 2 млрд руб.

Площадку «Исузу рус» выберет летом 2017 г., это будет территория или УАЗа, где Isuzu собирают сейчас, или одной из особых экономических зон, например на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный». У ее резидентов 10-летние льготы на налог на прибыль (2%), на имущество (0%), по земельному налогу (0%), режим свободной таможенной зоны и проч., сообщает сайт Корпорации развития Ульяновской области.

Увеличивать производство позволяет растущий с 2016 г. спрос. В 2016 г. продажи выросли на 7,8% до 2586 единиц техники (весь рынок подрос на 15%), прогноз на 2017 г. – 25–40%, приводит данные Горлье.

Большая часть техники Isuzu продается по госпрограммам льготного автолизинга и субсидирования закупки газомоторной техники, продолжает Горлье: грузовое шасси Isuzu соответствует требованиям госпрограмм и госзакупок. Получает компания и субсидии, которыми правительство покрывает утилизационный сбор. «Исузу рус» заинтересована в господдержке, а для ее продолжения может понадобиться локализация производства ключевого узла, замечает Горлье. Замминистра промышленности и торговли России Александр Морозов недавно объяснял, что главным инструментом господдержки в обозримом будущем станет специальный инвестиционный контракт, который заменит соглашения о промышленной сборке: они истекут после 2019–2020 гг. Инвестконтракт дает возможность участвовать в госзакупках и некоторых госпрограммах поддержки отрасли. «Исузу рус» хочет под свой проект заключить такой инвестконтракт, заявил в апреле Горлье (цитата по «Интерфаксу»). Эти планы сохраняются, сказал он «Ведомостям».

Специальный инвестконтракт и локализацию производства в феврале 2017 г. руководство «Исузу рус» обсуждало с оператором специальных инвестконтрактов, Фондом развития промышленности (ФРП), и администрацией Ульяновской области, сообщил замдиректора ФРП Сергей Вологодский: компания должна решить, каким будет проект, и получить помощь в оформлении документов.

Чтобы окупить расходы на создание производства двигателя или коробки передач, местного рынка может не хватить, предупреждает Горлье, даже несмотря на возобновившийся рост. Поэтому «Исузу рус» собирается развивать экспорт, говорит он: ее доля в общих продажах компании пока составляет около 5%, долгосрочная цель – довести ее до 20%. Сейчас техника поставляется в СНГ, в дальнейшем к ним могут добавиться страны Восточной Европы, надеется Горлье.

В конце 2015 – начале 2016 г. у компании сменились акционеры – свои 50% продал «Соллерс». Но российская компания остается партнером «Исузу рус», радуется Горлье: используются ее оборудование, привлекается логистическая компания «Соллерса». В дальнейшем «Исузу рус» хотела бы продолжать сотрудничество с бывшим акционером, делится Горлье.

Представители Ульяновской области, Корпорации развития Ульяновской области и «Соллерса» на вопросы не ответили.