«Камаз» возвращается к долгосрочным контрактам

До этого из-за валютных скачков новые контракты заключались только на полгода-год
Сейчас у «Камаза» почти 1400 поставщиков, их число может вырасти/ Е. Разумный/ Ведомости

«Камаз» возвращается к долгосрочным (3–5-летним) контрактам с поставщиками. Об этом компания сообщила в корпоративной газете. Весной 2014 г. в интервью «Ведомостям» гендиректор «Камаза» Сергей Когогин говорил, что компания перешла с годовых контрактов на трехлетние. Но затем из-за валютных скачков и девальвации рубля «Камаз» был вынужден заключать новые контракты на полгода-год с условием периодической корректировки цен, пояснил «Ведомостям» представитель автоконцерна. Теперь же, когда курс стабилизировался и начал укрепляться, «Камаз» решил вернуться к долгосрочным контрактам. Сколько займет полный переход на долгосрочные контракты, он затруднился сказать. Сейчас, по его словам, преобладают кратко- и среднесрочные контракты.

С начала весны 2014 г. курс доллара вырос на 61% (с 35,89 до 57,77 руб.), максимального значения он достигал 21 января 2016 г. – 82,63 руб./$. В этом году началась стабилизация – с начала года курс снизился на 5,7% (с 61,27 до 57,77 руб.). Для «Камаза» важен курс рубля – существенную часть комплектующих он импортирует (см. график). В 2016 г. на импортные материалы и товары «Камаз» потратил 20,2 млрд руб. (26,4% от общего объема закупок, см. график) – почти вдвое больше, чем годом ранее, по данным квартального отчета компании по РСБУ. Курс рубля влияет и на цены внутренних поставщиков, которые используют импортное сырье, добавляет представитель «Камаза».

Желание «Камаза» заключать долгосрочные контракты говорит, с одной стороны, о том, что он поверил в рубль, с другой – что такой подход позволяет при договоренности сторон поэтапно снижать цены, комментирует сотрудник одного из автоконцернов. Это одно из условий долгосрочных контрактов, подтверждает представитель «Камаза». По его словам, среднее снижение цен, предусмотренное в таких контрактах, – не менее 5% в год. Ежегодный бюджет «Камаза» на закупку комплектующих – 77 млрд руб., по данным компании. Переговоры о снижении цен идут постоянно, в 2017 г. за счет этого уже сэкономлено около 500 млн руб., говорит представитель «Камаза».

Сейчас у «Камаза» почти 1400 поставщиков, их число может вырасти. Одна из долгосрочных целей – назначать на каждую деталь или узел не менее двух поставщиков, рассказывает представитель предприятия. Такой подход защищает от перебоев с поставками, стимулирует конкуренцию, поясняет он. «Камаз» заинтересован в повышении качества компонентов и долгосрочные контракты этому помогут, продолжает собеседник «Ведомостей»: имея гарантированный заказ на 3–5 лет, поставщики смогут модернизировать свое производство. Об этом же говорит и гендиректор Национальной ассоциации производителей автомобильных компонентов Михаил Блохин.

Дополнительную поддержку поставщикам будет оказывать и продолжающийся с 2016 г. рост российского рынка коммерческих автомобилей, замечает представитель «Камаза». По данным «Автостата», за четыре месяца рынок грузовиков вырос на 33,8% до более 19 320 машин, продажи «Камаза» – на 20% почти до 7250 шт.

Представитель «АвтоВАЗа» лишь сказал, что концерн заинтересован в долгосрочном и взаимовыгодном сотрудничестве с поставщиками. Представитель «Хендэ мотор мануфактуринг рус» от комментариев отказался. Другие автоконцерны на вопросы не ответили.