Субсидии для «АвтоВАЗа» могут сократиться более чем втрое до 600 млн рублей

Министерства не могут согласовать условия поддержки высвобождаемых сотрудников автопроизводителя
Завод просит государство оплачивать работу сотрудников, пока они не будут трудоустроены в штат компаний/ Максим Стулов/ Ведомости

В правительстве не могут договориться о выделении субсидии Самарской области на поддержку занятости сотрудников «АвтоВАЗа», рассказал в пятницу министр труда Максим Топилин: «Минфин не хочет поддерживать эту программу. То есть мы, Минпромторг и Минэкономики поддерживаем, а Минфин – ни в какую» (цитата по «Интерфаксу»). Минтруд планирует внести в правительство проект распоряжения, где будут перечислены разногласия между ведомствами, для их урегулирования будет созвано совещание у вице-премьера Ольги Голодец, добавил Топилин.

ГАЗ уходит в отпуск

Горьковский автозавод приостановит производство на две недели на время корпоративного отпуска – с 10 по 23 июля, передает «Интерфакс» сообщение пресс-службы.

«Мы предлагаем зафиксировать в проекте постановления правительства, что такого рода поддержка должна быть и в 2018 г. Минфин считает, что это не предмет конкретного постановления, – пояснил «Ведомостям» представитель Минтруда. – Другое разногласие – условия софинансирования из регионального и федерального бюджетов». Представители Минфина и правительства Самарской области на вопросы не ответили. Представитель «АвтоВАЗа» отказался от комментариев.

Обсуждаемая сумма – 600 млн руб., рассказывает представитель Минтруда. Весной Топилин говорил о 800 млн руб. Пока министерства обсуждают условия, общая сумма потенциальных субсидий сокращается: вначале обсуждалась сумма около 2 млрд руб., сетует человек, близкий к «АвтоВАЗу». Деньги нужны для оплаты труда и обучения людей, которые не востребованы в производстве и для снижения напряженности на рынке труда переведены на работу в создаваемый на базе высвобожденных помещений «АвтоВАЗа» индустриальный парк с сохранением зарплаты и соцпакета. Сейчас это оплачивает «АвтоВАЗ». Завод просит государство оплачивать работу сотрудников, пока они не будут трудоустроены в штат компаний – резидентов индустриального парка. Пока здесь открылось только одно производство – «Металлист-Самара», до конца года ожидается появление call-центра Сбербанка и проч. Впрочем, Минэкономразвития, по словам его представителя, настаивает, чтобы субсидии прежде всего выделялись компаниям, которые примут в штат бывших сотрудников «АвтоВАЗа» и имеют «четкие перспективы занятости». Это нужно «для недопущения консервирования избыточной занятости», поясняет он.

Определенную сумму «АвтоВАЗ» все равно получит, считает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Правительство хоть и стремится постепенно сократить поддержку отрасли на фоне возобновления роста на рынке, но понимает, что резко ее обрубать опасно, поясняет он. Тем более что сейчас у «АвтоВАЗа» пока сложное финансовое положение, напоминает эксперт.

В 2016 г. группа «АвтоВАЗ» получила около 45 млрд руб. чистого убытка, по итогам I квартала 2017 г. – 2,8 млрд руб. Большую часть прошлого года «АвтоВАЗ» из-за сократившегося рынка (с 2013 г. он упал вдвое) проработал с использованием сокращенной, четырехдневной, недели. По пятницам организовывались временные работы и обучение тех, кто находится под риском увольнения: на это в 2016 г. завод получил 359 млн руб. субсидий из федерального бюджета. Параллельно компания продолжала оптимизировать численность, в том числе за счет программ добровольного ухода с выплатой нескольких зарплат. В 2016 г. фонд заработной платы на «АвтоВАЗе» составлял 16,85 млрд руб. (на 17% меньше, чем годом ранее) при средней численности 42 730 человек (минус 15%), в I квартале 2017 г. числилось 39 725 человек, следует из квартального отчета компании. С 1 июля завод повысил тарифные ставки и оклады на 5% всем сотрудникам, кроме топ-менеджеров.