Продажи грузовиков Scania в Петербурге и Ленобласти выросли почти в два раза

Перевозчики начинают обновлять автопарк после длительного перерыва
Российские продажи марки в этом году удвоились / Екатерина Кузьмина/ Ведомости

Дилер грузовых автомобилей Scania, ООО «Скания сервис», в первом полугодии 2017 г. продал в Петербурге и Ленобласти около 130 автомобилей, до конца года планирует довести продажи до 250 машин, сообщили два представителя компании. Дилер продает машины на двух площадках – в Шушарах и Сертолове, они реализовали в 2016 г. 100 и 40 автомобилей соответственно.

По итогам пяти месяцев 2017 г. продажи новых грузовых автомобилей в России составили порядка 25 000 шт. – на 40% больше, чем за тот же период прошлого года, следует из данных «Автостата». Mercedes вырос на 326,2%, DAF – на 538,2%, Scania – на 154,1%. Продажи семи европейских производителей (также Renault, Man, Volvo, Iveco) в России за пять месяцев выросли на 229,8% до 6576 штук, говорит Александр Бабушкин, руководитель отдела продаж «Скания сервис Шушары», ссылаясь на данные регистрации новых автомобилей. Их доля в общих продажах грузовых автомобилей в России составляет 37%; продажи Scania, по данным компании, выросли за пять месяцев на 193% до 1421 машины.

Оживление рынка связано с эффектом отложенного спроса и стабилизацией курса рубля: в конце прошлого года совместились два этих фактора, говорит Александр Баженов, директор «Скания сервис Шушары». Большую часть грузовых автопарков в России составляют старые машины, собственники не обновляли их с 2013 г. из-за нестабильной экономической ситуации, объясняет Бабушкин. По его словам, рынок оттолкнулся ото дна: высокая динамика продаж в этом году объясняется низкой базой. «Раньше мы продавали 600 машин с одной площадки», – вспоминает он. Сейчас наблюдается нехватка машин: производитель не ожидал бурного роста и не готов отгружать такое количество, замечает Анна Шульгина, руководитель «ОСП Сертолово». Про нехватку машин говорит также Бабушкин.

Квоты на автомобили Scania в России были сокращены из-за низких продаж в прошлом году, поэтому на рынке наблюдается их нехватка, подтверждает директор по развитию ООО «СКС» (перевозит нерудные материалы) Денис Атланов. По его словам, компания купила в этом году шесть седельных тягачей этой марки, до конца года планирует приобрести еще четыре.

В 2018 г. рост будет продолжаться, уверен Бабушкин: слишком много машин требует обновления. Увеличить продажи Scania в 2018 г. поможет новое поколение грузовых автомобилей этой марки, поставлять которые в Россию планируется с начала следующего года, говорит Леонид Ткачик, директор по продажам грузовых автомобилей ООО «Скания-Русь» (официальный дистрибутор марки).

«В этом году мы закупим около 10 Scania и будем ждать поставок машин нового поколения, в следующем году купим 15–20 таких автомобилей, говорит Андрей Беляев, гендиректор ООО «Блэйзер» (международный перевозчик).

Нынешний курс евро не позволяет даже планировать покупку новой машины, говорит Антон Носков, заместитель гендиректора ООО «Миларин» (250 машин в автопарке). По его словам, у компании есть потребность в полном обновлении парка, но из-за высокой цены «Миларин» не закупал их ни в прошлом, ни в этом году. Цена импортного грузовика – не менее 100 000 евро.

Новые грузовики практически невозможно окупить, сетует представитель группы компаний «Фривей» Сергей Грачев: «Срок окупаемости машины – не менее 10 лет, но за это время от нее остается только рама», – объясняет он. По словам Грачева, в первом полугодии 2016 г. компания не обновляла автопарк, а в первом полугодии 2017 г. купила семь грузовиков.

Раньше было выгодно находить субподрядчиков – мелкие компании с парком из нескольких машин, им можно было доверить перевозку грузов, говорит заместитель гендиректора ООО «Балтика-транс» Ирина Капитанова. «Из-за высокой налоговой нагрузки и низких ставок многие из них ушли с рынка. Теперь мы инвестируем в наращивание своего парка», – говорит Капитанова. По ее словам, сейчас в автопарке «Балтики-транс» 85 тягачей. «С начала 2017 г. мы хотели приобрести 10–15 тягачей Mercerdes с прицепом, каждый из которых стоит 8–10 млн руб. Но в мае разница в цене из-за скачков курса евро достигала 600 000 руб., поэтому решили подождать», – говорит она.

Исправленный вариант: поправлена опечатка в фамилии директора по развитию ООО «СКС»