Грузовики-иномарки снова пользуются спросом

Их доля в продажах вновь стала расти после четырех лет падения
В июне лидером рынка грузовиков без учета LCV впервые стал грузовик Mercedes-Benz Actros/ Евгений Разумный/ Ведомости

Доля новых иномарок на российском рынке грузовиков (включая грузовые версии LCV) по итогам первого полугодия 2017 г. выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 11,1 п. п. до 35,7%, следует из отчета консалтинговой компании «АСМ-холдинг». Всего продажи выросли на 26,5% до 78 026 автомобилей, в том числе иномарок российской сборки и ввезенных из-за рубежа – в 1,8 раза каждых до 9504 и 18 342 шт. соответственно.

В июне лидером рынка грузовиков без учета LCV впервые стал грузовик Mercedes-Benz Actros, оттеснивший на 2-е место «Газон Next». Actros производит СП «Камаза» и Daimler – «ДК рус», гласят данные агентства «Автостат». Продажи этой модели по сравнению с июнем 2016 г. выросли почти в 4 раза. Настолько же по итогам полугодия выросли общие продажи грузовиков Mercedes-Benz и Volvo, свидетельствуют данные «Автостата».

Всего в России в январе – июне 2017 г. было произведено 67 867 грузовиков (+16,6%), гласят данные «АСМ-холдинга». Лидер – ГАЗ – произвел 25 947 машин (+1,4%), «Камаз» – 16 101 шт. (+22,5%). Производство иномарок в России увеличилось на 73,4% до 10 008 шт.

Доля иномарок на российском рынке грузовиков начала расти впервые после четырех лет падения. Собственники автопарков откладывали закупки из-за роста цен на автомобили и комплектующие, вспоминает гендиректор «Авто-ПЭК» Дмитрий Иевлев. «В прошлом году произошли стабилизация рынка и рост тарифов на услуги, поэтому игроки начали вновь обновлять парки коммерческих автомобилей», – отмечает он. «При выборе иномарок важную роль играет то, что часть из них собирается на территории нашей страны: такие машины подпадают под госпрограмму поддержки лизинга, что позволяет собственникам получить значительную скидку», – продолжает Иевлев. Его компания, например, в 2016 г. закупила более 200 средне- и малотоннажных автомобилей. «В текущем году мы увеличиваем парк большегрузов для магистральных перевозок и уже приобрели 96 седельных тягачей Mercedes-Benz Actros. В планах – удвоение автопарка ПЭК», – рассказывает Иевлев. За время кризиса на рынке сформировался значительный отложенный спрос и текущий тренд скорее всего сохранится в ближайшие два года, считает гендиректор логистической компании Nawinia Rus Марат Зайнетдинов. «Объемы перевозок увеличиваются, в частности, из-за роста ритейла, – поясняет он. – Кроме того, становятся жестче стандарты качества перевозок и требования к подвижному составу». Обновление стимулируют и сами производители, улучшая характеристики машин, добавляет Зайнетдинов.

«Рынок в целом переходит в более премиальный сегмент», – отмечает представитель «ДК рус». Об этом ранее говорил и гендиректор «Камаза» Сергей Когогин: эта тенденция помогает продажам грузовиков нового поколения с кабиной и узлами Daimler. Спрос поддерживают госпрограммы, «но во многом дело зависит от курса евро, особенно когда речь заходит об импорте», подчеркивает представитель «ДК рус». «Улучшение рыночной ситуации в 2016–2017 гг. дало отличную возможность для обновления парков техники наших партнеров», – отмечает руководитель отдела продаж «Скания-Русь» Леонид Ткачик. С прогнозами же на второе полугодие 2017 г. все не так однозначно, соглашается он: «Евро снова начинает расти, и дальнейшая рыночная ситуация перестает быть предсказуемой». Ослабление рубля влияет и на отечественных производителей, ведь часть комплектующих они импортируют, говорит аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Если не будет резких курсовых колебаний, а рынок продолжит расти, то доля иномарок останется прежней или продолжит увеличиваться, прогнозирует он.