«АвтоВАЗ» не будет экспортировать универсал Lada Vesta в Казахстан

В стране будут продаваться только машины, собранные в Казахстане из российских машинокомплектов
Универсал Lada Vesta приедет на казахстанский автозавод быстрее, чем седан / Maxim Shemetov/ Reuters

Производство вазовских новинок – универсала Vesta и псевдокроссовера Vesta Cross – в Казахстане, крупнейшем экспортном рынке Lada (почти половина зарубежных поставок), начнется в ноябре, а продажи – в январе 2018 г. Об этом 16 августа сообщила группа «Бипэк авто – Азия авто», которая выпускает и продает в том числе автомобили Lada.

В России серийный выпуск универсала Vesta и его кросс-версии начнется в августе, следует из квартального отчета «АвтоВАЗа». Когда начнутся продажи, представитель не пояснил. Это запланировано на октябрь, утверждает топ-менеджер одной из дилерских компаний Lada. Прогноз продаж он не дал. Цены на новинки автоконцерн дилерам еще не раскрывал. Президент «АвтоВАЗа» Николя Мор говорил, что универсал будет стоить больше 800 000 руб. Для сравнения: рекомендованные цены на первую модель семейства Vesta – седан – начинаются с 545 900 руб. В России это вторая по популярности модель Lada.

Продажи седана Vesta в Казахстане тоже начались через месяц после старта в России – в декабре 2015 г. Но сначала это были ввозимые из России машины, местное производство началось только через год. То, что универсал Vesta начнут сначала выпускать в Казахстане, а потом продавать, связано с введением в начале 2016 г. утилизационного сбора на ввозимые автомобили. «АвтоВАЗ» тогда вместо поставок готовых машин наладил на мощностях местного партнера в Усть-Каменогорске сборку из машинокомплектов всех своих основных моделей (раньше это был только внедорожник Lada 4x4). «Эти события отразились на динамике сбыта [в 2016 г.]», – напоминает представитель группы «Бипэк авто – Азия авто». В прошлом году в Казахстане было продано 8146 автомобилей Lada – на 67% меньше, чем годом ранее, рынок легковых и легких коммерческих автомобилей сократился на 53,6%, следует из данных отраслевого союза «Казавтопром». «Однако сегодня, с наращиванием выпуска в Усть-Каменогорске, продажи Lada восстанавливаются довольно высокими темпами», – продолжает собеседник. Во II квартале продажи марки в Казахстане превысили 2100 машин против 1300 в I квартале, приводит он данные. По итогам июля рыночная доля марки приблизилась к 21% (по итогам 2016 г. она составила 18,6%, по данным «Казавтопрома»). «Во втором полугодии эта динамика сохранится, а выход на рынок новых модификаций Lada Vesta, несомненно, обеспечит дополнительный вклад в усиление рыночных позиций марки в 2018 г.», – оптимистичен представитель «Бипэк авто – Азия авто». По его мнению, это произойдет в том числе «за счет привлечения поклонников кроссоверов, на долю которых приходится значительная часть казахстанского рынка». А появление нового универсала Lada усилит позиции марки в этом сегменте, где «практически монопольное положение» занимает Lada Largus (на него приходится 18% продаж марки в Казахстане), добавляет он. В целом марка на втором месте на рынке после Toyota (см. график).

Рынок Казахстана, как и России, в этом году возобновил рост. В июле продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в этой стране выросли на 29,1% (по итогам семи месяцев пока минус 6,5%), сообщил в среду «Казавтопром». «Июль стал третьим месяцем роста после рецессии, продолжавшейся с сентября 2014 г. <...> Начало второго полугодия укрепило уверенность в устойчивом характере наметившегося восстановления отраслевых показателей», – говорит председатель правления «Казавтопрома» Олег Алферов, чьи слова приводятся в сообщении отраслевого союза.