Great Wall Motors хочет купить всю или часть Fiat Chrysler Automobiles

В первую очередь крупнейшего производителя внедорожников в Китае интересует Jeep
Специально для китайского рынка Jeep разработал семиместный кроссовер Yuntu / Fiat Chrysler Automobiles

Слухи об интересе китайской компании к FCA появились после публикации в американском издании Automotive News об интересе некого «известного китайского автопроизводителя», который сделал предложение о покупке концерна, спровоцировавшей скачок акций Fiat. Китайская фирма намерена приобрести часть или все акции владельца брендов Jeep и Ram, говорили источники издания.

Гендиректор FCA Серджио Маркионне неоднократно заявлял, что хотел бы объединить свою компанию с другим автопроизводителем, потому что на мировом рынке сегодня легче всего работать очень крупным концернам. Однако до сих пор потенциальных партнеров искал он.

Теперь же интерес к FCA проявила китайская Great Wall Motors. The Wall Street Journal приводит заявление представителя Great Wall о том, что та намерена приобрести именно подразделение FCA, выпускающее внедорожники и кроссоверы. Представитель, правда, не смогла уточнить, направила уже китайская компания предложение FCA или только готовит его. Однако, по ее словам, Great Wall продолжит предпринимать усилия по приобретению Jeep.

Другой представитель Great Wall заявил Financial Times (FT) о более амбициозных планах: «У нас всегда был интерес и намерение купить FCA». Great Wall Motors – частная компания, основанная в 1984 г. и базирующаяся в г. Баодине, в 140 км от Пекина. Компания выпускает легковые автомобили под маркой Great Wall и внедорожники и пикапы под маркой Haval (ребрендинг проведен в 2013 г.). В 2016 г. марка Haval заняла 9-е место в Китае по продажам (938 019 автомобилей), а кроссовер Haval H6 стал второй по популярности моделью автомобиля в Китае (580 683 шт., данные «Авторевю»). За первые семь месяцев этого года продажи Haval H6 упали на 5,5% до 263 872 машин. Между тем Jeep демонстрирует хороший рост: его продажи выросли с 900 000 в 2009 г., когда во время кризиса Fiat купила Chrysler, до 1,4 млн в прошлом году. К 2020 г. компания планирует увеличить их до 2 млн. У FCA широкий спектр брендов – от автомобилей массового сегмента Fiat до люксовых Ferrari и Maserati. Great Wall немного меньше FCA по рыночной капитализации: у китайской компании она составляет 120,9 млрд юаней ($18,1 млрд), а у Fiat Chrysler – 16,45 млрд евро ($19,38 млрд). К тому же чистый долг FCA – 4,2 млрд евро ($4,95 млрд).

Мультфильм или солдатский сленг

Название Jeep, как правило, возводится к аббревиатуре GP – general purpose, или автомобиль общего назначения, но разведывательный автомобиль точно не имеет «общего назначения», так что эта версия неверна. Есть шутливая расшифровка – Just Enough Essential Parts, возводящая имя машины к техническому заданию. Есть и другая расшифровка GP: она происходит из номенклатуры компании Ford, и тогда G обозначает government-use (для государственных целей), а P – 80-дюймовую платформу, производившуюся компанией. Но не Ford пионер производства Jeep, и эта версия также маловероятна. Юджин Джип (Eugene the Jeep) – так звали персонажа мультфильмов о морячке Попае, это было всемогущее животное собачьего вида из четырехмерного мира; можно предположить, что солдаты были так впечатлены пронырливостью Джипа, что дали его имя юркому армейскому внедорожнику. Еще более вероятна версия, согласно которой слово Jeep пришло из солдатского сленга времен Первой мировой войны – этим словом назывались и новобранцы, и образцы новой техники: не только автомобили, но и самолеты, тракторы и автожиры. Некоторые исследователи считают, что Юджин Джип получил свое имя от джипов Первой мировой.

FCA, акции которой в понедельник на внебиржевых торгах из-за слухов подорожали на 3%, отрицает, что китайцы обращались к ней по поводу возможной сделки: «Реагируя на рыночные слухи о потенциальном интересе Great Wall Motors к покупке бренда Jeep, FCA заявляет, что Great Wall Motors не обращалась к ней по вопросу о Jeep или какому-либо другому, связанному с ее бизнесом».

FCA «попросту слишком велика» для Great Wall, считает Ялэ Чжан из шанхайской консалтинговой компании China Automotive Foresight. Для китайцев логичнее было бы попытаться купить у FCA какой-нибудь один бренд, например тот же Jeep, приводит его мнение FT. «Great Wall хочет быть производителем кроссоверов № 1 в мире, и они смогут достичь этой цели гораздо быстрее, если купят Jeep», – сказал он.

«Jeep – хороший бренд. Я бы очень хотел получить возможность купить его, когда руководил General Motors, если бы представилась такая возможность», – заявил Bloomberg бывший гендиректор General Motors Дэн Акерсон.

Продажа только Jeep маловероятна, считает Bloomberg. Высокодоходный бренд внедорожников поддерживает массовый сегмент бизнеса итало-американского концерна, и удаление этой части оставит зияющую дыру в ряду брендов Dodge, Chrysler и Fiat. Morgan Stanley оценил Jeep в 20,6 млрд евро ($24 млрд), что на 4 млрд евро больше, чем рыночная стоимость всей группы FCA.

«Мы не особенно удивлены тем, что Great Wall нацелилась на то, что, возможно, является самым сильным брендом в портфеле FCA, и не особо интересуется «прочей чепухой», – сказал аналитик Evercore ISI Арндт Эллингхорст (цитата по Bloomberg). Вопрос в цене, считает он, а улучшение финансового положения FCA «позволило бы компании поискать лучшую цену за любую или за все части вместе».

Акции FCA выросли на 5,4% до $13,25 на торгах в Нью-Йорке на 10.02 утра – максимальной оценки с момента начала торгов в 2014 г.

Потенциальная сделка с Great Wall может осложниться из-за того, что FCA производит Jeep в Китае в кооперации с конкурирующей компанией Guangzhou Automobile Group. Китайская компания заявила, что сейчас у нее нет планов по покупке Jeep.

Приобретение Jeep может ускорить планы председателя правления и крупнейшего акционера Great Wall Motors Вэй Цзяньцзуня вывести производителя внедорожников в более дорогой и прибыльный сегмент, для чего недавно был представлен новый премиальный бренд WEY. Сделка по Jeep вывела бы Great Wall на тот же путь, которым пошла Zhejiang Geely Holding Group, купившая шведскую Volvo Cars и контрольный пакет малазийской Proton, владельца британской спортивной марки Lotus. Great Wall в ближайшем будущем также может столкнуться с большими проблемами в Китае, поскольку правительство ужесточает требования к потреблению топлива и выбросам машин. В 2010 г. китайские регулирующие органы заблокировали приобретение известной топливной прожорливостью марки Hummer, которую Sichuan Tengzhong Heavy Industrial Machinery собиралась купить у General Motors. Китайский регулятор заявил, что компания не представила приемлемый план покупки.